Надежды на предновогодний ажиотаж в торговле не оправдались, продажи в декабре оказались слишком слабыми, чтобы спасти прошлый год. Оборот розничной торговли за 2016 год сократился на 1,5% к 2015 году, обнаружил "Петростат".
Надеждам ретейлеров на восстановление рынка снова не суждено сбыться. Оборот розничной торговли в Петербурге в 2016 году сократился на 1,5% по сравнению с 2015 годом, говорится в отчете "Петростата". В 2015 году оборот розничной торговли составлял 1,1 трлн рублей и тоже не рос — сокращение составляло 5%. Падение продолжается более 2 лет, и ажиотаж зимы 2014 года, когда покупатели сметали с полок телевизоры, теперь выглядит как лебединая песня торговли.
Предновогодние продажи 2016 года явно не задались. Сотрудники "Петростата" подсчитали, что в декабре розничные продажи снизились на 3,7% по отношению к декабрю 2015 года, когда продажи составляли 123,7 млрд рублей. Чему удивляться, если наиболее желанным подарком на этот Новый год были деньги, по данным исследования потребительских расходов "Новый год и Рождество — 2017", которое провела компания Deloitte, их хотели 67% опрошенных. Страдали в декабре даже лидеры рынка, продовольственные сети. Конечно, совсем отказаться от еды покупатели не могут, но вот экономить на ней — очень даже.
"В конце 2016 года покупательское поведение оставалось достаточно осторожным; покупатели оставались чувствительными к различным промоакциям и продолжили экономить", — приводятся в отчетности ГК "Дикси" слова Сергея Белякова, гендиректора ПАО "Дикси групп", который объясняет негативные результаты предновогодних продаж. Выручка магазинов "Дикси" в декабре 2016 года сократилась на 2,4%, до 21,7 млрд рублей, по сравнению с декабрем 2015 года, говорится в отчетности ретейлера. Из-за этого пострадала выручка ГК "Дикси" в целом — она в декабре составила 27,6 млрд рублей, а это на 0,7% меньше аналогичного показателя годом ранее.
Другие ретейлеры продажи в декабре не раскрывают, но рост их продаж явно забуксовал. Так, петербургский ретейлер ТД "Интерторг" амбициозную цель достичь оборота 100 млрд рублей отложил на конец 2018 года. В 2016 году его выручка выросла на 7,7% и составила 80 млрд рублей, тогда как годом ранее выручка росла на 28%, до 74,3 млрд рублей.
Читайте также:
NEXT
Будущее торговли зависит от Энди Уорхолов
Изрядное сокращение темпов роста продемонстрировал крупнейший ретейлер страны — "Магнит". Согласно отчетности компании, предварительный объем консолидированной чистой неаудированной розничной выручки в 2016 году вырос на 12,81% по сравнению с прошлым годом, до 1,069 трлн рублей. Это самый низкий показатель роста для "Магнита" за последние 10 лет, а по сравнению с 2015 годом темпы роста упали вдвое, с 24,3%.
Причины негативной для торговцев ситуации просты — неудовлетворительное экономическое положение. В связи с девальвацией рубля российский розничный рынок в 2016 году продолжил падение, в валютном выражении сократился на 7%, покупательная способность каждого второго россиянина в этот же период оказалась ниже ожиданий самих граждан, отмечают в Deloitte. В 2017 году россияне ожидают снижения своей покупательной способности на 10%.
В результате, по прогнозам, размер розничного рынка России составит 10,9% от всего европейского рынка (в 2012–2014 годах данный показатель достигал примерно 15%), оставшись на четвертом месте после рынков Германии, Франции и Великобритании. Восстановление роста на рынке ожидается в 2018-2020 годах, осторожны аналитики Deloitte, да и в 2020 году оборот розничной торговли всего лишь приблизится к показателям 2010 года. Со ссылкой на экономистов в компании ожидают, что в этом году после нескольких лет спада начнется рост рынка в долларовом выражении.