Остались одни улыбки

 

За 2,5 года жизни в условиях санкций качество жизни среднестатистического россиянина значительно ухудшилось. Потребителей уже практически не волнует отсутствие сыров с плесенью и хамона на полках в магазинах. Хватило бы денег на товары повседневного спроса и оплату ЖКХ.
Почти 40% населения России испытывают трудности с покупкой продуктов и одежды, но половина из них не видят в этом серьезной проблемы. Это связано с привыканием россиян к сниженным стандартам потребления, сообщается в исследовании ВШЭ.
В условиях падения реальных доходов населения последние 2 года вести розничный бизнес, безусловно, сложно. Особенно в непродовольственном секторе. Трудно простимулировать покупку новой блузки или юбки, когда уже 45% населения вынуждены экономить на еде, переходя на более дешевые продукты питания. Даже в декабре, месяце, на который приходится пик продаж у ретейлеров, потребители экономили. В декабре 2016 года сумма среднего чека на товары повседневного спроса была самой низкой за последние 5 лет!
На отраслевых онлайн–форумах ретейлеры все чаще и чаще обсуждают между собой способы повышения продаж, управления конверсией (сколько зашло в магазин покупателей, сколько из них вышло без покупок и почему), оценки качества обслуживания покупателей.
Участники одной из таких дискуссий совершенно серьезно обсуждали, как заставить продавцов улыбаться без перерыва, так как есть мнение, что в магазине, где продавцы всегда улыбаются, продажи выше на 25–30%. Один из комментаторов даже предложил (в шутку, надеюсь) окуривать торговые залы марихуаной, чтобы весело было не только продавцам, но и покупателям. Ну а почему бы и нет? Распыляют же в европейских магазинах запахи, имитирующие аромат свежей выпечки или дорогой колбасы. А российские ретейлеры пойдут другим путем.
Хочется надеяться, что первый вице–премьер Игорь Шувалов, заявивший в ноябре о завершении спада доходов населения и даже о росте их у некоторых групп, окажется прав. В таком случае, возможно, уже по итогам 2017 года оборот розничной торговли покажет рост, а не падение. Хорошо бы рост исчислялся хотя бы десятками процентов, но эксперты считают, что это время наступит еще не скоро.