Петербургским автолавочникам ГИБДД запрещает торговать на тротуаре - но только там есть места под мобильную торговлю в городской схеме размещения нестационарной розницы. КИО обещает найти решение вместе с ГИБДД и другими комитетами.
Как оказалось, легально разместить автолавку в Петербурге невозможно. Если торговать на тротуаре, претензии предпринимателям предъявит ГИБДД: транспортное средство стоит в неположенном месте. Автолавку - грузовик с пирожками, кофе навынос или другими продуктами - ГИБДД рассматривает как автомобиль, припаркованный вне стоянки, в пешеходной зоне. А на проезжей части мест под автолавки нет в городской схеме размещения временной торговли, что неудивительно - это было бы опасно для покупателей и мешало бы транспортному потоку.
Юрий Хононов, владелец сети мобильных торговых точек "Месье Патиссье", рассказывает, что сотрудники ГИБДД начали обращаться прямо к продавцам автолавок и запрещать им работу, поясняя, что по правилам дорожного движения транспортные средства не имеют права стоять на тротуаре. Эту проблему чиновники решили в ближайшее время проработать на совещании с участием представителей КИО, КРППР, представителей ГИБДД, прокуратуры и бизнес-омбудсмена Петербурга.
Стоять нельзя работать
"Одновременно автолавки не могут торговать на проезжей части, по понятным причинам, - продолжает предприниматель. - Именно поэтому распределять новые 30 мест, появившиеся в схеме размещения в декабре, в городе не стали. Единственный выход, как мне кажется, это работать автолавкам как, например, позволяют "Ленсвету", - на тротуар заезжает машина-кран и чинит фонарные столбы. Она работает и стоит на тротуаре. Так же и автолавки, им нужно разрешить не "стоять", а именно работать на тротуаре", - говорит Юрий Хононов.
Всего в схеме размещения 286 мест под автолавки. Объем легального рынка петербургской торговли с колес оценивают в 1,4 млрд рублей. Но участники рынка уверяют, что в несколько раз большее число машин работает незаконно, договариваясь с полицией на месте. С учетом теневой части рынок оценивают примерно в 5,2 млрд рублей. За последние несколько лет рынок перенес много потрясений - сначала, в 2015 году, изменилась процедура распределения мест под автоторговлю. И вместо лидеров рынка - "Буше", "Месье Патиссье", "ЛенРегионПродукт" - большую часть мест заняли фирма по торговле рыбой "Танита Фиш" и киоски с пирожками "Быстроежка". При этом, как удалось выяснить dp.ru, в Петербурге более 5 тыс. уличных торговых точек (большая часть - передвижные), установка которых не согласована с властями. Ключевым игроком рынка объемом около 40 млрд рублей оказался ИП Коновалов А. Н.
Путь для рынка
Федеральные и городские власти предлагают несколько вариантов решения конфликтов на рынке. Например, введение специализированных торгов только для производителей, чтобы места занимали по какому-никакому конкурсу, а не в порядке живой очереди. В Минпромторге вместе с тем готовится инициатива, по которой размещение автолавок могут полностью передать в управление ГИБДД - торговать можно будет везде, где разрешена стоянка. Такой вариант - на первый взгляд, самый либеральный - бизнес тоже не устраивает. Потому что предприниматели вкладывают немалые средства в обновление автопарка и хотят гарантий, что успеют окупить вложения, и завтра их место не займет другой торговец.
Бизнес-омбудсмен Александр Абросимов рассказывает, что причина у поднявшегося вопроса о возможности стоять на тротуаре необычная: одно из петербургских СМИ сделало запрос в ГИБДД о том, на каком основании автолавки стоят в пешеходной зоне. И в ведомстве решили, что оснований действительно нет. "Мы с КИО договорились, что проведем согласительное совещание по этому вопросу, наш аргумент в том, что автолавки ведь по тротуарам не ездят, а работают, равно как и любой другой нестационарный торговый объект. Надеюсь, мы придем к общему мнению", - заключает Александр Абросимов.