Похоже, Трамп нужен Путину больше, чем Путин — Трампу. Кремль сделал из разговора двух президентов целую мыльную оперу, на другом конце провода ничего подобного не наблюдалось. Американский президент пока занят демонстрацией своей крутости.
Дональд Трамп делает то, чего ждали от Владимира Путина. Едва избрался — и запретил монаршей волей въезд в США гражданам семи стран. Сомали, Ливия, Ирак, Иран, Йемен, Судан и Сирия. В аэропортах немедленно принялись разворачивать въезжающих, не обращая внимания на наличие родственников в США, виз и даже грин-карт. Даже одного иранского режиссера не пускают на церемонию вручения "Оскар". Киноакадемики, получается, номинировали, а президент не пускает.
Все в шоке. Не только арабские, но и европейские лидеры волнуются и утверждаются в своих мрачных предположениях по поводу Трампа. Никто, конечно, не поверил в то, что это делается не по религиозному признаку, а в целях борьбы с терроризмом. Среди тех, кто в сентябре 2001 года взрывал небоскребы в Нью-Йорке, были сплошь выходцы из совсем других стран. Сам Дональд Трамп поясняет, что это мера временная, до тех пор пока Вашингтон не удостоверится, что с безопасностью в этих странах все в порядке. Но кто ж его знает, сколько на самом деле продлятся проверки. У нас вот с Египтом, например, уже второй год никак удостовериться не могут, хотя очень хотят.
В России тем временем наслаждаются каждым словом в сообщениях о состоявшемся наконец телефонном разговоре Путина и Трампа. Особенно подчеркивают фразу российского президента о том, что "наша страна на протяжении более чем двух столетий поддерживала Америку, была ее союзником в двух мировых войнах и сейчас рассматривает США в качестве важнейшего партнера в борьбе с международным терроризмом". Единороссы единодушно, как им и положено, выражают сдержанный оптимизм.
Указ Трампа о запрете въезда не комментируют. Спугнуть боятся. Тем более, там суды приостанавливают действие указа. А похвалишь — так вроде и самим надо что-то в этом духе предпринять. В то время как нам и запрещать-то некому. Ни из Сомали, ни из Судана, ни из Йемена к нам и так не едут. Таджикам разве что, но евразийская идея не позволяет, да и оснований вроде нет.
Но активно намекают, что санкции бы еще хорошо отменить. Тогда-то мы и убедимся в том, что Трамп — настоящий друг. Американская администрация на этот счет пока молчит. Поэтому непонятно, когда Трамп передает российскому народу "пожелания счастья и процветания" — это он издевается так, или нет. По-медведевски как-то звучит. Держитесь там.
Хотя теперь понятно, что в смысле реакции Трамп покруче Обамы будет. Захочет наложить санкции, даже никаких списков составлять не станет — возьмет, да и запретит въезд всем гражданам скопом. Одними "друзьями Путина", если что, не отделаешься. Так что лучше не злить.
На официальном сайте Кремля можно прочесть, что обсуждали Украину, Корею, арабо-израильские отношения, иранскую ядерную программу. Прямо-таки два лидера обсуждали будущее мира. Сообщение Белого дома куда лаконичнее, уместилось в один абзац. Получил, мол, поздравительный звонок от Владимира Путина, обсудили важность совместной борьбы с терроризмом и мирные инициативы. Никаких пожеланий российскому народу с указанием на то, что-де "народ США с симпатией относится к России и ее гражданам" — нет, упоминаний о личной встрече тоже, хотя Кремль настаивает, что договорились договориться о ней.
То есть все надежды россиянам внушает именно Кремль. А Трамп-то непонятно, что себе думает и как Россию воспринимает. Вот премьер-министру Индии Нарендре Моди он, например, сказал, что США считают Индию настоящим другом и должны стоять плечом к плечу в борьбе с терроризмом. И и.о. президента Южной Кореи Хван Гё-Ану тоже напомнил о тесной дружбе. И всех пригласил с визитом. Как-то пока, в общем, не спешит прямо в объятия.
Президенты, сообщает Кремль, высказались за налаживание реальной координации российских и американских действий с целью разгрома ИГ. Правда, только что, на переговорах в Астане, мы вроде с Ираном договорились тесно координироваться. А Иран теперь, кажется, с американцами и подавно сотрудничать не захочет. И может быть, придется делать непростой выбор. Хотя он только на первый взгляд непростой. С Ираном-то мы не были союзниками двести лет. Наоборот, благополучно пол-Ирана оккупировали во время Второй мировой войны, вместе с британцами.
Кто в борьбе с террористами будет главным, сомнений нет. В минувшую пятницу Дональд Трамп выпустил меморандум о плане победы над ИГ. Там четко и ясно сказано — за 30 дней разработать комплексную стратегию и план победы. Силовым образом, судя по указанию внести любые изменения в любые нормативные акты, которые ограничивают применение силы против ИГ. У Кремля такого плана нет, значит, пойдем в кильватере.
Но это ничего. Нам без разницы, нам бы насчет санкций поинтересоваться и еще насчет Украины. Можно не сейчас, а как руки дойдут. Совсем ведь необязательно официально признавать Крым российским, можно ведь договориться, чтобы Крым просто не замечали. Ну, как Восточный Иерусалим, например.
Меморандум Трампа в том числе предписывает создание механизмов по пресечению всех финансовых и торговых связей самопровозглашенного ИГ. Есть подозрение, что на этом и можно поскользнуться, а то год назад российские пропагандисты всем рассказывали, что с террористами торгует Турция под руководством клики Эрдогана. Потом все вроде как отменилось, с Турцией замирились, и про спонсирование терроризма больше не заикались. Но если что, наверное, можем и еще раз развернуться. Новый друг стоит старых двух.