Легализация работы интернет–аптек позволит аптечным сетям выйти на рынок объемом несколько миллиардов рублей. Осталось решить сложности с доставкой и контролем качества.
Анонсированное на этот год принятие закона о дистанционной торговле лекарствами откроет перспективный рынок доставки лекарств. Интерес к нему проявляют практически все лидеры аптечной розницы.
Долгожданные поправки
По данным Ефима Алдухова, управляющего партнера E–Commerce Solutions, крупнейшие аптечные сети уже инвестируют несколько миллионов долларов в IT–платформы для запуска интернет–магазина. "Мы готовы к выходу в онлайн–пространство по мере вступления в силу изменений в нормативно–правовой базе, — говорит Анастасия Карпова, генеральный директор ГК "Эркафарм" (сеть "Озерки", "Доктор Столетов"), — до конца I квартала 2017 года на сайте "Озерки" будет доступен предварительный онлайн–заказ с возможностью забрать его в аптеке".
Документ, который регламентирует работу интернет–аптек, подготовлен и внесен в правительство, ожидается, что он вступит в силу в I квартале 2017 года, но потребуется время на формулирование правил этой торговли, говорит Николай Беспалов, директор по развитию RNC Pharma. Эксперты сходятся во мнении, что интернет–торговля лекарствами начнется к лету текущего года. Если в 2017 году решение будет принято, уже в 2018 году онлайн–продажи составят до 2% от общего объема продаж лекарств населению, а в 2019–м — до 6%, ожидают в Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ).
По данным RNC Pharma, в Петербурге розничные продажи лекарств за 9 месяцев 2016 года выросли на 7%, до 32,5 млрд рублей, а в Ленобласти — на 8,3%, до 6,2 млрд рублей. В пользу снятия ограничений говорит социальная значимость инициативы — лекарства станут доступны для жителей в отдаленных регионах, а также для маломобильных из–за болезни или возраста граждан. "Сформировался целый пласт потребителей, которые с удовольствием делают покупки в Интернете, а при правильной организации рентабельность такого бизнеса выше, чем традиционной розницы", — говорит Николай Беспалов. В числе минусов инициативы называют сложности с соблюдением условий хранения и контроля качества препаратов.
Доставка от врача
Организовать доставку лекарств действительно сложнее, чем, например, одежды. Гендиректор сети "Ригла" (входит в группу "Протек") Александр Филиппов называет логистику одним из подводных камней в развитии интернет–торговли: "Если доставку обязан будет осуществлять фармацевт, это сведет плюсы интернет–торговли к нулю". Он связывает это с тем, что фармацевтов на рынке и так катастрофически не хватает. "Такая норма приведет к росту цен на лекарства в сети Интернет, так как услуга будет сродни вызову врача на дом", — согласна с ним исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева.
Себестоимость стандартной доставки составляет 220 рублей, для фармотрасли она превысит 300 рублей, приводит данные Ефим Алдухов. С учетом того, что для потребителя оптимальна стоимость доставки на уровне 10% от заказа, средний чек можно ожидать на уровне 3 тыс. рублей.
Закон не помеха
Тем не менее даже в отсутствие закона доставка лекарств — обычное дело для рынка. Хотя корректно оценить нынешний объем дистанционной торговли лекарствами невозможно, АКИТ по количеству запросов в поисковых системах и опросам потребителей дает показатели на уровне 45–75 млрд рублей по России. Разумеется, все интернет–витрины пестрят примечаниями, что сайт осуществляет только бронь лекарств, а доставка доступна лишь для льготных категорий граждан. Однако корреспонденту "ДП" легко удалось приобрести рецептурный препарат через сайт с доставкой. Ответственность за статус льготника в таком случае остается на совести покупателя, курьер никаких документов не просит.
Интересен опыт операторов, которые разработали стратегию успешной и легальной работы. Порталы "Аптека.ру", "ЗдравСити" принимают заказы потребителей, а забрать лекарства покупателю предстоит самостоятельно в любой из партнерских аптек.
Оборот "Аптека.ру" по итогам 2016 года составляет примерно 5,5 млрд рублей и имеет все шансы сохранить лидерство после легализации интернет–торговли, ожидает Николай Беспалов. По его прогнозу, второе место займут такие интернет–гиганты, как "Юлмарт", "Озон", "Утконос". Если им будет открыт доступ на этот рынок, в течение 2–3 лет они смогут продавать фармпродукции на 2–3 млрд рублей. А вот лидеры аптечной розницы с ним не согласны. "Крупные аптечные бренды имеют существенное преимущество в Интернете перед неспециализированными торговцами", — говорит Анастасия Карпова и называет в качестве преимуществ большое количество точек продаж и, как следствие, пунктов самовывоза, а также известность бренда, которому доверяют. Кроме того, она напоминает, что лидеры рынка интересны в том числе производителям, что для потребителей означает дополнительные скидки и акции.
Сеть аптек "Алоэ" планирует масштабировать интернет–аптеку, так как имеет для этого все необходимое: сеть из 232 аптек, собственный софт, а также действующий call–центр, комментируют в холдинге "БСС".
Покупатели уходят в Интернет: это удобно, быстро и зачастую выгоднее, чем покупка в офлайн–магазине, ведь Интернет позволяет потребителю купить все в одном месте, констатируют в БСС.
На очереди алкоголь и золото
Опыт аптечной розницы могут перенять и другие участники рынка. Работа по ослаблению ограничений на дистанционную торговлю сейчас идет на нескольких направлениях. Так, в Госдуме проходит обсуждение законопроекта о торговле алкоголем онлайн — она потребует от магазина специальной лицензии. А ювелиры уже в этом году ожидают снятия запрета на торговлю ювелирными изделиями в Интернете. Так что в будущем служба доставки может быть оборудована не только холодильником для лекарств, но и сейфом для украшений.
“
Торговля онлайн позволяет расширить количество клиентов розничной сети, делает лекарства более доступными для покупателей, которые ограничены в передвижении. Так как продажа лекарств через Интернет интересна населению, то? надеюсь, закон все–таки будет принят и интернет–аптеки смогут работать. Мы готовимся к принятию такого закона, внимательно следим за его судьбой, так как планируем развивать это направление. При запуске интернет–магазина "Фармакор" все сложности в виде правильных условий хранения и доставки лекарств, а также контроль за качеством реализуемых препаратов будут учтены.
Елена Новикова
коммерческий директор аптечной сети "Фармакор"
“
В наших аптеках покупатели могут получить лекарства, предварительно забронированные на сайте. В таком случае медикаментам обеспечено правильное хранение. Если же речь идет о доставке, сложно проконтролировать, какие машины везут препараты и в каких условиях они находятся, пока покупатель их не получит. И это серьезное препятствие для развития интернет–аптек. Кроме того, мы видим, что покупатели все чаще экономят на своем здоровье — предпочитают приобретать более дешевые препараты, не покупают необходимые им лекарства, покупают препараты с меньшей дозировкой и с меньшим количеством таблеток.
Елена Ващева
руководитель по фармдеятельности аптечной сети "Для бережливых"