Из-за поправок к закону "О торговле" региональным ретейлерам стало еще сложнее конкурировать с федеральными сетями, так как крупные корпорации завышают цены поставок.
Обновленный закон "О торговле", который принимался с целью защиты производителей при работе с федеральными сетями, усугубил и без того сложное положение небольших региональных ретейлеров.
Мелкие петербургские сети (а это более 500 магазинов) в ходе перезаключения договоров на 2017 год лишаются контрактов с транснациональными производителями Coca-Cola, Mars, Nestle, "Вимм-Билль-Данн" (с 2011 года входит в ГК PepsiCo). Цены, которые выдвинули для них крупные корпорации, оказались на 5-40% выше, чем у федералов на полках. Это резко снизило доходность бизнеса мелких ретейлеров и может ускорить их уход с рынка.
Поправки Яровой
Поправки к закону "О торговле" вступили в силу 15 июля 2016 года, переходный период завершился 1 января 2017 года. Инициатор поправок — глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая ранее подчеркивала, что этим законом государство обеспечивает защиту прав покупателей, а также малого и среднего бизнеса на продовольственном рынке.
Читайте также:
Ретейл
Скидка с курса: X5 просит поставщиков снизить цены
Но вышло наоборот: и производителям закон не помог, и поставил под угрозу бизнес сотен торговцев, так как без присутствия на полках популярных глобальных брендов их маржа сильно падает. Ретейлеры сетуют, что закон "О торговле" не регламентирует деятельность поставщиков, поэтому жаловаться на их действия в антимонопольную службу бесполезно.
Как рассказали "ДП" представители нескольких петербургских розничных сетей, они не могут перезаключить договоры на этот год с Nestle и Mars, очень сложно проходит процесс переговоров с Coca-Cola и "Вимм-Билль-Данном". "Просто отказаться от них не можем, сошлись на сокращении ассортимента", — говорит представитель петербургской сети из восьми супермаркетов.
Основная задача, которую в процессе переговоров вынуждены решать сети и производители, — как сохранить прежние сборы, не нарушив новый закон. Сейчас сети не имеют права брать с поставщиков вознаграждение более 5% от стоимости закупки. Ранее международные корпорации предлагали единую цену для всех сетей в накладной документации, а вознаграждение для ретейлера (ретробонус, плата за маркетинг и т. д.) оформляли отдельными договорами. В итоге поставщик возвращал в сеть до 30% от стоимости проданного ретейлером товара.
Основной объем договоров — 90% — федеральные сети подписали еще перед Новым годом, предложив поставщикам включить все вознаграждения в цену закупки. Поскольку у федеральных сетей больше объем продаж, а стоимость услуг ретейлера по закону не может быть больше 5%, закупочные цены для них оказались ниже. Например, для сетей Х5 Retail Group, "Магнит", "Лента" закупочные цены на продукцию Coca-Cola, Mars и Nestle оказались на 30-40% ниже, чем для локальных игроков.
Без лишних церемоний
С мелкими сетями глобальные поставщики, похоже, не церемонятся. "Мы практически со всеми партнерами заключили договоры на этот год. Сложности возникли с глобальными поставщиками — Coca-Cola, Mars, Nestle, "Вимм-Билль-Данном", — говорит генеральный директор ГК "Реал" (более 50 магазинов) Александр Мышинский. — Например, ни мы, ни другие локальные сети не смогли договориться о работе с Nestle, потому что она предлагает региональным сетям цены примерно на 30% выше, чем у федералов на полках".
Еще одна сеть, насчитывающая около 50 магазинов, не может договориться с Nestle: "Компания в январе дала понять, что не намерена идти на уступки. Но ее новые условия стали невыгодными и снижают доходность нашего бизнеса". По словам другого ретейлера (управляет сетью из 100 магазинов у дома), Coca-Cola выставляла отпускные цены на свою продукцию на 20-25% выше, чем розничная цена на полках федеральных сетей, разница в закупочных ценах на молочную продукцию "Вимм-Билль-Данна" составляла около 13%.
Кроме того, большие корпорации перестали выделять локальным сетям деньги на маркетинг. "Входные цены в приходных накладных без учета маркетинга могут отличаться не так сильно — на 5-15%. Но основная составляющая продаж — акции. У федералов они идут постоянно, и получается гигантское расхождение в розничных ценах", — поясняет один из мелких ретейлеров.