IT–компании считают переход российских ретейлеров на электронные чеки вехой на пути к огромным изменениям. Скоро в ретейле будет выигрывать тот, кто сможет эффективнее анализировать данные клиентов.
Перевод российского ретейла на онлайн–кассы, второй этап которого стартовал в феврале, уже обеспечил заказами производителей кассового оборудования и операторов фискальных данных. Завершение этого процесса может ознаменоваться появлением массива данных всех покупателей — фундамента для маркетинговых кампаний ретейлеров.
С 1 февраля в России запрещена регистрация новых касс, не отвечающих требованиям закона "О применении контрольно–кассовой техники" (54–ФЗ). С июля 2017–го все онлайн–покупатели должны получать на свою электронную почту чеки о покупках (клиентам обычных онлайновых магазинов такие чеки высылаются по запросу), а с июля 2018–го сведения обо всех без исключения кассовых операциях в стране будут отправляться в ФНС через операторов фискальных данных (ОФД).
Чей пирог
На 54–ФЗ заработают в первую очередь производители кассового оборудования, поставщики софта и IT–сервисов, а также ОФД. Для бизнеса подключение к ОФД заменяет пользование центром технического обслуживания — оно по новому закону становится необязательным. Кассы нового типа оцениваются в 20–30 тыс. рублей. Для малого бизнеса разработчики, в частности ModulPOS и EKAM, предлагают планшеты с кассовым ПО по цене до 40 тыс. рублей.
Согласно реестру ФНС, в РФ аккредитацию на сбор фискальных данных получили пять компаний: "Энергетические системы и коммуникации", "Ярус", "Эвотор-ОФД", "Такском", "Петер–сервис Спецтехнологии" (последние два предприятия петербургские). Подключение одной кассы стоит 3–5 тыс. рублей в год, значит, ОФД совокупно смогут зарабатывать не менее 5,5 млрд рублей в год.
Крупнейшие производители кассовых аппаратов — "Штрих–М", "Атол", ГГК "ККС" и ГК "Пилот". Единственный сертифицированный производитель фискальных накопителей — компания "РИК". Предварительно общий объем рынка нового кассового оборудования составляет до 45 млрд рублей.
Задачка для онлайнеров
Для софтверных компаний новый закон открывает непаханое поле работы.
С июля 2017 года все интернет–магазины будут обязаны отправлять чек в электронном виде покупателю и в ФНС. В чеке будут указаны проданные товары и их стоимость, поэтому касса интернет–магазина должна быть интегрирована с товарно–учетной системой предприятия. Для выполнения этих требований ретейлеры разрабатывают сами или заказывают ПО на стороне.
В "Юлмарте" рассказывают, что для соответствия закону им потребовалась закупка нового оборудования и доработка внутренних учетных систем, которая заняла 4 месяца. На онлайн–фискализацию по всем кассам ретейлер планирует перейти не позднее мая 2017 года. "Мы надеемся избавить клиентов от бумажных чеков и полностью перейти на электронные. К сожалению, сегодняшняя редакция закона не позволяет сделать этого, но мы приложим все усилия, чтобы это изменить", — заявил глава проектов направления "Финансовые сервисы" "Юлмарта" Олег Никитин.
Анализируй это
Согласно новому закону, с июля 2018 года данные о каждой покупке в России будут в режиме реального времени аккумулироваться на серверах пяти операторов фискальных данных и потом передаваться в ФНС. Это позволит создать автоматизированную систему контроля и защитить права покупателей, отмечал Минфин в пояснительной записке к закону.
Между тем данные о покупках, которые будут собирать ОФД, очень часто окажутся персонализированными: программы лояльности крупных ретейлеров, безналичный расчет, предоставление адреса электронной почты (даже офлайновым покупателем) — все это позволит идентифицировать потребителя. Фактически будут вырисовываться портреты конкретных покупателей. Эта информация, будучи объединенной в единую базу, имеет огромную ценность для ретейлеров.
Как именно будут обрабатываться ФНС данные покупателей, пока не сообщается. По предварительной информации участников IT–рынка, в данный момент разрабатывается система, которая соединит 2,5 млн терминалов торговых точек по всей стране в одну облачную среду, позволяющую отслеживать, записывать, хранить, анализировать и визуализировать данные операций с наличными.
Создается гигантская база профилей потребителей. И то, когда ею смогут воспользоваться ретейлеры, скорее всего, уже вопрос времени. Такие изменения, конечно, принципиально изменят конкуренцию в ретейле, и победителем будет тот, кто сможет лучше выстроить отношения с покупателем, исходя из анализа полученных данных.
“
Что самое важное, этот закон — еще один шаг на пути автоматизации ретейловых сетей. Теперь в электронном виде начинает собираться большое количество транзакций. Значит, владельцы магазинов будут знать о покупках больше, чем раньше. Кто что покупает, сколько тратит. Начнет копиться база пользователей, база привычек пользователей. Все это создает базу для того, чтобы офлайн–ретейл соединился с онлайном. Даже без определения личностей покупателей российские ретейлеры могут начать сотрудничество в части обмена данными.
Александр Поздняков
гендиректор First Line Software
“
Если говорить о сведениях, которые получат ОФД, то для их обработки сторонней компании потребуется лицензия в соответствии с законом о персональных данных и разрешение покупателя на их обработку. Это сложно, потому здесь не появится существенно новых проектов. Ведь до появления 54–ФЗ ретейлерам никто не мешал обмениваться данными. Похожую систему практикуют AliExpress вместе с Facebook, но в Россию персональный анализ данных на основе покупок придет в неофициальном виде и значительно позже закрепится как стандарт.
Михаил Беляев
руководитель "1С–Битрикс" в СПб