00:0710 февраля 201700:07
873просмотров
00:0710 февраля 2017
В начале уходящей недели ректоры петербургских вузов внезапно выпустили письмо в адрес Георгия Полтавченко с требованием как можно скорее — к Пасхе! — передать РПЦ Исаакиевский собор и с осуждением противников передачи. Текст сильно напоминал запрос к губернатору, сделанный депутатами неделей ранее, — ссылками на "миллионы православных россиян" и обличением оппонентов в политиканстве и провокаторстве.
Все сначала немного удивились. Не очень понятно, с чего ректоры вдруг так озаботились Пасхой. Тем более непонятно, почему письмо ректоров вышло из недр Мариинского дворца. Руководители вузов пришли на встречу со спикером Вячеславом Макаровым обсудить актуальные вопросы развития науки и образования, а вышло, что судьба Исаакия и есть сейчас самый актуальный вопрос науки.
Начали вылезать неприличные детали. Сначала все заинтересовавшиеся убедились, что среди подписавшихся нет ректоров многих крупных вузов Петербурга: Горного, Политеха, Технологического, СПбГУПС и других. Вместо ректора СПбГУ Николая Кропачева подпись поставил проректор Илья Дементьев. Зато присутствуют руководители кадетских корпусов. Затем оказалось, что как минимум двое подписавшихся на самом деле ничего не подписывали. Хотя на встречу пришло 30 ректоров, подписей под письмом стоит всего 21. А всего в Совет ректоров входит почти 70 человек.
С той поры как сподвижник Георгия Полтавченко, а затем и Вячеслава Макарова, известный "афонец"–единоросс Василий Кичеджи возглавил Академию им. Штиглица, в ректорском сообществе оформилась не очень большая, но сплоченная "православная группа", в которую входит около двух десятков человек начиная с главы Совета ректоров и ректора ИТМО Владимира Васильева. Эта группа регулярно встречается с митрополитом Варсонофием и пишет письма. Например, о скорейшей передаче РПЦ Смольного собора, а теперь и Исаакиевского. И это, видимо, следует считать приметой нашего времени.
Непременный участник таких встреч — протоиерей Петр Мухин, благочинный храмов в городских вузах и по совместительству настоятель церкви в Мариинском дворце. Связь группы ректоров, руководства парламента и митрополии, таким образом, становится еще более зримой.
В дискуссии вокруг Исаакиевского собора, как в любой дискуссии, участники стараются привлечь на свою сторону как можно больше уважаемых людей. И если на стороне одних выступает, допустим, Союз музеев, то с другой стороны должен выступить Совет ректоров.
По идее, это должно убеждать посторонних зрителей. Но если оказывается, что с одной стороны все время предсказуемо выступает одна и та же группа людей, то получается демонстрация не силы идеи, а количества своих друзей. Междусобойчики ведут к тому, что вместо расширения круга сторонников выходит, наоборот, сужение. В свое время по этому пути прошла непарламентская оппозиция. А тут все еще в 10 раз прямолинейнее.