Один из активов "Ладоги", алкогольный завод в Чехии, отказывается от производства вин. На импортных производителей вина негативно влияют девальвация рубля, напряженные отношения России и Европы, а также рост акцизов на импортное вино.
Как стало известно "ДП", чешский алкогольный завод Fruko-Schulz, который в 2010 году купил петербургский производитель алкоголя ООО "ПГ Ладога", сворачивает производство игристых вин. Планируется демонтаж производственных линий и перевозка их в Петербург, сообщил источник, близкий к компании. В компании "Ладога Дистрибьюшен" на запрос "ДП" не ответили. Директор завода в Чехии Йозеф Неедлы не смог ответить на вопросы.
Чешская газета Lidove noviny в начале февраля сообщила о том, что завод сворачивает производство игристых вин и не позднее 15 марта линии будут перевезены с завода Fruko-Schulz в Петербург на грузовиках. Основная причина — катастрофическое падение объемов производства вина. Fruko-Schulz в 2015 году отчитался о сокращении объема экспорта своей продукции в Россию на 56%, до 1,08 млн бутылок. Чешские СМИ сообщают о дальнейшем падении экспорта, с 2,4 млн бутылок в 2014 году до 0,2 млн бутылок в 2016 году.
ООО "Промышленная группа "Ладога" приобрело чешскую компанию Fruko-Schulz в 2010 году. На момент покупки чешское предприятие занимало третье место по объему выпускаемой алкогольной продукции в Чехии (768 тыс. дал) и было лидером по производству абсента в Европе. В 2011 году "Ладога" начала поставки в Россию ликеров, произведенных Fruko Schulz.
Чешский производитель наращивал объемы экспорта и, по данным его финансовой отчетности, в 2014 году Fruko-Schulz вложил 55 млн чешских крон (более $2 млн) в новые линии по производству игристых вин мощностью 4-5 млн бутылок в год, предназначенных для российского рынка.
Следующий год стал неудачным и для чешского завода, и для петербургского производителя. ООО "ПГ Ладога" в 2015 подало иск о собственном банкротстве, годом ранее оно остановило свой завод в Петербурге из-за претензий налоговиков. Компания была признана банкротом, сейчас продолжается конкурсное производство.
В своей отчетности компания Fruko-Schulz говорит о проблемах, с которыми пришлось столкнуться ее заводу. Во-первых, это девальвация рубля, которая лишила импортный алкоголь преимущества в цене, и снижение покупательной способности россиян. Во-вторых, политические взаимоотношения между Россией и Европой. "Гордый русский народ начал покупать больше отечественных товаров в ущерб импорту из стран ЕС", — констатировали в компании в 2015 году.
Вероятно, на решение компании повлияли и законодательные изменения: с 1 января акцизы на импортное вино в России выросли в 2 раза, с 9 до 18 рублей за литр, на шампанское из импортных виноматериалов — на 10 рублей, с 26 до 36 рублей за литр. В 2016 году импорт в Россию из стран дальнего зарубежья алкогольных и безалкогольных напитков, по данным ГК "Финам", составил $1,56 млрд, в докризисный 2013 год показатель составлял $2,9 млрд.
Решение о релокации производства логичное и позволит заработать на растущем потреблении игристых вин, считают эксперты. "Еще в 2010 году компания заявляла, что при покупке чешского производителя алкоголя Fruko-Schulz ее интересуют новые технологии производства и расширение ассортиментного портфеля, говорит Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ГК "Финам". — Логично, что из-за девальвации рубля и высоких акцизов компания приняла решение перевезти оборудование на территорию России".
"В России сейчас просто бум потребления газированных винных напитков, так что и безотносительно роста ставок акциза или девальвации рубля целесообразно начать их производство рядом с потребителем", — говорит Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя. По его данным, в 2011 году объем потребления шампанского в России составлял 230 млн л, а в 2016-м -— менее 150 млн л. "Весь этот объем был замещен недорогими газированными винными напитками", — утверждает эксперт. Вадим Дробиз поясняет, что со снижением покупательной способности этот сегмент алкогольной продукции стал очень популярным у покупателей, а значит, перспективным для производителей.