Волна отставок губернаторов докатилась до Северо-Запада: вслед за руководителями Бурятии и Пермского края об отставке заявил губернатор Новгородской области Сергей Митин. Скорый уход предрекают и главе Карелии Александру Худилайнену. "Крепкие хозяйственники" Кремлю, кажется, надоели.
Губернатор Новгородской области Сергей Митин на специальном брифинге заявил о том, что уходит, баллотироваться на новый срок не будет и уже обратился к Владимиру Путину с просьбой дать "новое поручение".
Эти фигуры речи — дань бюрократической традиции. Еще перед самым Новым годом Сергей Митин собирался на третий срок: "Мы рассматриваем возможность участия сегодняшнего губернатора в выборной кампании 2017 года. Ближе к тому периоду, который определен законом, мы, безусловно, окончательно определимся", — сказал Сергей Митин в интервью местному телеканалу. Понятно, что это не Сергей Митин обратился за "новым поручением", а наоборот, обратились к нему, а сам он рассчитывал как минимум на более долгое обсуждение, ведь определенный законом период наступает лишь в начале лета. Показательно, что Митин, рассуждая об участии в выборах, говорил о себе самом в третьем лице, как будто губернатор — это кто-то другой.
Губернатор номер два
В Новгородской области с самого возникновения Российской Федерации было всего два губернатора; в России есть и реликтовые губернаторы, стоящие у руля с момента распада СССР, но в виде исключения, а вообще такое редко встречается. С 1991 года по 2007-й область возглавлял Михаил Прусак, при котором регион приобрел дурную славу. Вес, который криминальные авторитеты открыто приобрели в Новгороде к концу правления Прусака, был уже просто неприличным, поэтому область стала одной из первых, где Владимир Путин сменил губернатора. На место Михаила Прусака и заступил Сергей Митин — человек с крепкой и долгой чиновничьей карьерой, заместитель в трех министерствах (экономики, промышленности и сельского хозяйства). В регионе, куда раньше местные авторитеты не пускали чужаков в принципе, появились после его прихода федеральные торговые сети.
Человеком он оказался весьма авторитарным — возможно, именно по этому качеству и подбирали замену в криминализированный регион. Об этом не раз говорили новгородские эксперты, а публично в этом можно было убедиться, взглянув хотя бы на его диалоги, а лучше на выборы, которые при Сергее Митине проходили в едва ли не самых жестких условиях. Так, в 2012 году, когда выборы глав регионов уже вернулись, в Новгородской области до них допустили всего трех кандидатов — губернатора и двух откровенных статистов. Осенью в Новгородской области прошли выборы в областную Думу; прошли так, что партия "Яблоко" отказалось признать их результаты и пытается согласовать марш "За честные выборы" — разумеется, безуспешно.
Более яркой иллюстрацией, конечно, следует признать многолетний конфликт с мэром Великого Новгорода Юрием Бобрышевым. С Бобрышевым областная администрация боролась упорно, добивалась его увольнения, мэр восстанавливался через суд, и это противостояние, видимо, стало немаловажным фактором отставки — сейчас не 1990-е на дворе, Кремль такие конфликты не любит. Еще один губернатор, имевший похожий конфликт, — глава Карелии Александр Худилайнен — сейчас числится среди кандидатов на скорейший вылет.
На федеральные инициативы Сергей Митин реагировал аккуратно и в срок. Нужно завести блог — пожалуйста, блог (в день объявления об отставке все блоги были тут же удалены). Начали внедрять многофункциональные центры — сделано. Наверху заговорили о привлечении инвесторов — и в Новгородской области создается агентство развития, пишутся стратегии, создан совет. И даже не сказать, что этот совет совсем не привлек никаких инвестиций, недавно, например, в области открылась новая мебельная фабрика IKEA, достаточно неплохо для среднестатистического российского региона из нижней части любого рейтинга; приводили и других, более мелких инвесторов, правда, какие-то проекты, наоборот, так и не дожили до воплощения.
Все у Сергея Митина было как у всех и в других смыслах. Праздновали на федеральные средства 1150-летие российской государственности, старались улучшить статистику. В прошлом году, впервые за 25 лет, заложили новую школу. Был свой транспортный кризис, было ЧП федерального масштаба со сгоревшим психоневрологическим интернатом, были свои громкие коррупционные скандалы: в 2013 году арестовали вице-губернатора Арнольда Шалмуева (только в прошлом году он получил свои 8 лет колонии, но приговор обжалован, Шалмуев до последнего числился в должности), в прошлом году приговорили на 3,5 года вице-губернатора Виктора Нечаева, отвечавшего как раз за инвестиции, за вымогательство взятки в $47 тыс. Взятка предназначалась за "решение" вопроса с главой Шимского района Михаилом Некипеловым, который сам находился под следствием за махинации с оплатой липового ремонта водопроводных сетей.
В жизни и карьере Сергея Митина не произошло, в общем, ничего, что бы однозначно указывало на то, что ему пора на выход. Таким багажом достижений и провалов в определенной пропорции, включая арестованных вице-губернаторов, не удивишь никакую область, с этим вполне можно жить. Разве что возраст, но и это вещь обсуждаемая. Хотя в 2015 году область пережила технический дефолт, а это все-таки редко бывает, но долги реструктуризировали и в целом выкрутились.
Тем более, что, как формулировали эксперты из фонда "Петербургская политика" в последнем рейтинге выживаемости губернаторов "лоббистскому потенциалу" Митина способствовало "взаимодействие с валдайским дачным комьюнити". Именно на Ильмене, к примеру, в сентябре Владимир Путин провел выходной вместе с премьер-министром Дмитрием Медведевым, где оба запомнились сценой "президент и премьер едят уху с простыми рыбаками".
И если всего месяц назад губернатор вполне буднично рассуждал о новых выборах, то у него были на это все основания.
Однако стиль рассуждений Сергея Митина о себе в третьем лице указывает на то, что он прекрасно осознавал себя как функцию. "Говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает". Жаль, что с инвесторами это не всегда работает.
Молодым дорога
Отставки губернаторов начались не с Вячеслава Наговицына и Виктора Басаргина — старт, наверное, нужно отсчитывать с Антона Алиханова, пришедшего на руководство Калининградской областью. На смену приходит новая когорта молодых менеджеров, вроде бы прогрессивных, и все эксперты в один голос говорят о том, что Владимир Путин решил-де влить в регионы новую кровь и сделать ставку на молодых. Вот и на замену Сергею Митину прибыл глава Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.
В этом есть некоторая ирония — именно рейтинги АСИ год за годом отправляли Новгородскую область в низшую лигу российских регионов. Наверное, это не только "ставка на молодых", но и в какой-то степени проверка этих самых "молодых" реальными условиями.
Стоит обратить внимание еще и на стилистику рассуждений — несмотря на то что формально в России существуют всенародные выборы губернаторов, ни одному живому человеку не приходит в голову говорить о каких-то выборах. С первых же минут эксперты говорят и об Андрее Никитине, и о других свежеиспеченных и.о. как о губернаторах, оценивают их перспективы и фронт работ. Все "кандидаты номер один" считаются уже как бы назначенными за много месяцев до дня голосования; просто им нужно пройти определенный ритуал, обряд, смысл которого давно уже забылся, но без него нельзя.
Трясутся в других регионах: пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков зловеще предупредил, что президент планирует первую половину недели посвятить этому вопросу, а "расстрельные списки" утекли в прессу уже давно. На Северо-Западе ждут отставки губернатора Карелии Александра Худилайнена, очень похожего на Сергея Митина и стилем, и достижениями. Кандидатом на его место, однако, называют главу ФСПП Артура Парфенчикова — совсем не "прогрессивного менеджера", а вовсе даже прокурора по происхождению.
По большому счету, мы так и не узнали по-настоящему, нравился ли новгородцам Сергей Митин или нет. На выборах он получил бы свое большинство, но точно так же получит его и Андрей Никитин, примерно такими же методами, разве что более приглаженными. Одно время было модно двигать в губернаторы военных, сейчас пришло время выпускников школ экономики. У Андрея Никитина — степень MBA, вполне возможно, что он построит в Новгородской области еще одну мебельную фабрику и еще одну школу, а то и две.