Выборгский машиностроительный завод выходит в новый для себя сегмент производства винторулевого судового оборудования и вкладывает в это 2 млрд рублей.
Выборгский машиностроительный завод (ВМЗ) инвестирует 2 млрд рублей в создание завода по производству винторулевого оборудования для судов.
"Сейчас идут предпроектные проработки. Они продлятся 3–4 месяца, после чего будут понятны параметры нового предприятия, его мощности производства", — говорит совладелец ВМЗ Илья Иус. По его словам, к проекту планируется привлекать банковское финансирование.
Стратегия развития
Сроки реализации проекта — 2 года. Создание нового завода входит в стратегию развития ВМЗ и позволит увеличить объем и ассортимент выпускаемой продукции, отмечает Илья Иус.
Глава администрации Выборгского района Ленобласти Геннадий Орлов подтвердил, что компания подыскивает участок площадью около 4 га и власти подготовили для нее на выбор два варианта.
ВМЗ основан в 2014 году и занимается конструированием и производством несущих конструкций (систем кабельных лестниц и лотков), судовых дверей и иллюминаторов, лебедок и др. Предприятие арендует 4,5 тыс. м2 площадей у Выборгского судостроительного завода (ВСЗ, входит в АО "Объединенная судостроительная корпорация", ОСК). 80% продукции ВМЗ идет на ВСЗ, остальное — на другие компании ОСК и др.
По СПАРК, ВМЗ принадлежит Илье Иусу, Павлу Бавину и Ольге Семенец. Илья Иус является совладельцем строительной компании "Нева–АТС", которая ранее принадлежала "БСК Санкт–Петербург". "БСК Санкт–Петербург", в свою очередь, была подконтрольна банку "Россия" и его акционерам — Юрию Ковальчуку, Николаю Шамалову и др., следует из СПАРК. Интересно, что ранее ВСЗ также был подконтролен банку и в частности Николаю Шамалову. В ВМЗ связи с банком "Россия" уточнить не удалось.
Сложности замещения
В сфере судового машиностроения в России работают Пролетарский завод, Кировский завод, НПО "Сатурн", ЦС "Звездочка", "Морская техника", "Звезда–Энергетика", ПАО "Звезда", ООО "Метмаш" и др.
По данным экспертов портала Sudostroenie.info, доля импортного комплектующего оборудования в начинке российских судов велика: до 90% в рыбопромысловых судах, 84–90% — в сухогрузах, в танкерах — 83–90%, в речных судах — 50–70%. В основном оно поставляется из Китая, Кореи, Германии, Италии.
Руководитель портала Korabel.ru Николай Ивакин отмечает, что в последние годы в сфере судового машиностроения не было крупных инвестиций. Проблема создания новых производств связана с тем, что заказов от российских производителей было мало. Чтобы загрузить предприятие, имеет смысл выходить на международный уровень, а это требует немалых затрат, рассуждает Николай Ивакин.
Но ситуация меняется. В 2015–2016 годах спрос на судостроительную продукцию вырос, в военном сегменте — по всей номенклатуре надводных кораблей, в гражданском — в сегменте рыболовных и пассажирских судов. Острая проблема связана с рыболовецкими траулерами — российские рыболовные компании не могут разместить заказы на строительство, так как производственные мощности профильных судоверфей (ВСЗ, "Пелла", "Янтарь") загружены на несколько лет вперед, говорит глава "INFOLine–Аналитика" Михаил Бурмистров. По данным экспертов, в 2016 году на российских верфях было сдано 168 судов. Из них на военные корабли в количественном выражении пришлось более 60%, в денежном — более 75%.
Гособоронзаказ будет преобладать в сфере судостроения и в следующем году. Совокупная стоимость сданных судов в 2017 году вырастет более чем на 20%, превысив 170 млрд рублей, в военном кораблестроении ожидается рост на 15%, до 120 млрд рублей, в гражданском судостроении — на 50%, до 50 млрд рублей.
Господдержка отрасли
В прошлом году вице–премьер Дмитрий Рогозин неоднократно говорил об импортозамещении в судостроении. Например, на заседании морской коллегии при правительстве РФ он заявил, что российские компании обязаны размещать крупные заказы по строительству гражданских речных и морских судов только на российских судоверфях.
Контролировать размещение крупных заказов будут правительственная комиссия по импортозамещению, ОСК и Минпромторг РФ.
"Мы сотрудничаем с ВМЗ, — говорит генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев. — У нас есть возможность контролировать подрядчика и нет затрат на логистику. После старта российского производства экономия в цене получилась около 30%. Например, сумма закупки кабеленесущих конструкций для ледокола проекта 21900М составляет 12 млн рублей, а продукции датского производства — 16 млн рублей".
По его словам, около 70% в себестоимости производства гражданских судов — это импорт. Отечественное производство элементов винторулевой группы позволит снизить импортозависимость предприятия примерно на 15%, отмечает он.