Представители холдинга "Евросиб" впервые официально рассказали о деталях проекта строительства нового аэропорта, который займет 700 га под Гатчиной. Инвестиции в проект составят 17 млрд рублей.
Для реализации проекта "Евросиб" уже создал АО "Аэропорт "Сиверский". Сейчас ведутся переговоры о том, на каких условиях компания будет работать с правительством Ленобласти. Примерную сумму инвестиций в "Евросибе" не называют, но, по данным источника в правительстве Ленобласти, вложения составят 17 млрд рублей.
700 га под самолеты
Аэропорт разместится на базе аэродрома Сиверский (Гатчинский район) и займет площадь 700 га. Он будет состоять из пассажирского и грузового секторов. Площадь пассажирского терминала составит 35–40 га и включит автостоянку, железнодорожный перрон (5,5 тыс. м2), аэровокзал площадью 20,7 тыс. м2, привокзальную площадь. Грузовой сектор займет 20-25 га и будет состоять из грузового терминала площадью 67,5 тыс. м2 и парковки площадью 23 тыс. м2.
"Для создания аэропорта потребуются совместные действия инвестора, областного правительства и Росавиации по ремонту взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перронов, сопутствующей инфраструктуры по организации воздушного движения", — отмечают в "Евросибе".
В рамках проекта также планируется реконструировать дороги, связывающие территорию аэропорта с Киевским шоссе, а также построить подъездные железнодорожные пути от ж/д станции Сиверская до пассажирского терминала (2,5 км). Срок реализации проекта — до 2021 года.
Предполагается, что новый аэропорт будет привлекать авиаперевозчиков низкими тарифами на обслуживание. “Аэропорт должен быть максимально удобным для перевозчиков по тарифным ставкам за взлетно-посадочные операции, а также оказывать сопутствующие услуги по эффективным тарифам”, — отмечают в пресс-службе компании.
Как рассказал заместитель начальника управления по транспорту Ленинградской области Михаил Присяжнюк, в настоящее время Минобороны готовит соглашение о передаче аэродрома, на базе которого будет создан аэропорт, в собственность Ленобласти при условии, что на нем, помимо гражданских воздушных судов, будут размещаться и военные самолеты.
Группа компаний "Евросиб" с головной компанией в Петербурге с 1992 года предоставляет комплексное транспортно-логистическое обслуживание в сфере железнодорожных перевозок грузов, осуществляет перевозки грузов по России и за рубежом различными видами транспорта, а также работает в сфере складской логистики. Холдинг владеет вагонным парком из 13,4 тыс. единиц подвижного состава, оперирует собственным терминально-логистическим центром в Новосибирске. Авиационное направление является новым для компании. За 2015 год оборот группы превысил 14 млрд рублей.
Сложные времена
Участники рынка отмечают, что у инвестора могут возникнуть сложности с окупаемостью проекта в нынешних условиях. Для работы компаний-лоукостеров нужна целая сеть аэропортов с низкими тарифами на обслуживание. Проблема заключается в том, что сейчас таких аэропортов в городах-миллионниках, например в Казани, Самаре, Астрахани, Ростове-на-Дону, нет. "Если в ближайшие годы в Сиверском и появится недорогой по обслуживанию аэропорт, из него перевозчикам некуда будет летать. Ведь сейчас у всех аэропортов в России примерно одинаково высокие тарифы на обслуживание. При таких тарифах билеты на рейсы нельзя будет сделать дешевыми, и компания-перевозчик не сможет работать в низком ценовом сегменте", — говорит генеральный директор ЗАО "Промышленная авиация" (грузовые воздушные перевозки) Сергей Дранник.
Есть еще одна проблема. Аэропорт сможет эффективно работать, если он будет обслуживать не одну авиакомпанию, а хотя бы несколько, например три-пять авиаперевозчиков-лоукостеров. Которых, добавляет Сергей Дранник, в России пока нет. Если не считать авиакомпанию "Победа", которая принадлежит "Аэрофлоту".
Нынешняя экономическая ситуация пока не дает предпосылок для появления новых российских лоукостеров, отмечает генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов.
Стоит добавить, что, по данным участников рынка, авиакомпания "Россия" (входит в "Аэрофлот") на Северо-Западе планирует сотрудничать только с аэропортом Пулково.
Дорогое Пулково
Между тем в аэропорту Пулково продолжается реконструкция. ООО "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС), которое управляет Пулково, с 2010 года вложило в его модернизацию 1,2 млрд евро. Эти средства пошли на создание пассажирского терминала пропускной способностью 18 млн человек в год и сопутствующей инфраструктуры.
Представители Пулково рапортуют о том, что с начала 2017 года аэропорт наращивает пассажиропоток на 30% каждый месяц. Летом откроется семь-восемь новых международных направлений. В прошлом году Пулково обслужило 13,3 млн пассажиров, а в 2017 году предполагается, что пассажиропоток составит 14,5 млн человек.
Исходя из этих данных, нынешних мощностей Пулково в течение 5 ближайших лет будет достаточно для обслуживания авиапотоков в Петербурге, уверен исполнительный директор аналитического агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Напомним, что долгое время созданию аэропорта в Гатчинском районе препятствовало соглашение между Петербургом и Ленобластью, заключенное в 2009 году. Стороны обязались не создавать конкурентов петербургскому аэропорту Пулково, чтобы не помешать инвесторам его реконструкции (группа "ВТБ", немецкая Fraport и Qatar Investment Authotority) окупить вложения. В конце прошлого года Федеральная антимонопольная служба санкционировала создание областного аэропорта, посчитав, что аэропорт с региональными перевозками (без прямого сообщения с Москвой и без международных рейсов) не создаст конкуренции для Пулково.