Громко анонсированный ровно год назад проект экс-главы логистического дивизиона "Дикси" Алексея Танаева по созданию сети онлайн-гипермаркетов "Фудбаер", который должен был стартовать 8 марта, так и не состоялся.
"Фудбаер" — сеть онлайн-гипермаркетов, которую собирался создать в 15 городах-миллионниках заместитель председателя правления Российского клуба логистов Алексей Танаев, оценивая объем инвестиций в 9 млрд рублей.
Сеть должна была работать по принципу интернет–магазинов с доставкой покупок в квартиру и стать альтернативой гипер– и супермаркетам. Инициатор проекта рассчитывал на оборот 570–650 млрд рублей в год.
Ушел в тень
Однако за год никаких подвижек в проекте не случилось: запланированные распределительные центры ни в Петербурге, ни в других городах, судя по всему, не появились. По крайней мере нигде нет информации о создании хотя бы одного из 29 заявленных складов совокупной площадью 1,2–1,4 млн м2 (в Петербурге должно было быть 4 и 12 в Москве).
В СПАРК ни у Танаева, ни у его деловых партнеров не удалось найти ни новых, ни уже существующих активов, которые могли бы заниматься этим стартапом. У Алексея Танаева нет вообще никаких компаний, учредителем, соучредителем или главой которых он бы являлся. Он зарегистрирован лишь как индивидуальный предприниматель, специализирующийся на "консультировании по вопросам коммерческой деятельности и управления".
Сайт foodbuyer.ru, запущенный прошлой зимой, по-прежнему радует глаз красивыми фотографиями ширпотреба и обещает "изменить мир к лучшему", "используя технологии". Но приобщиться к "новой торговой платформе, соединяющей поставщиков и покупателей с помощью новейших инструментов маркетинга, логистики и мобильных технологий", невозможно — телефон, указанный на сайте для связи, молчит. Безответен и адрес электронной почты. Телефон Танаева и его личная почта также не отвечают, на вопросы в соцсетях он не реагирует.
При этом весь прошлый год бизнесмен активно комментировал в прессе всевозможные вопросы, связанные с логистикой и общепитом, участвовал в теле- и радиопередачах на эти темы, представляясь то партнером компании "Лоджист-икс", то заместителем председателя правления Российского клуба логистов. В "Лоджист-икс" сообщили, что если уж даже корреспонденту "ДП" не удалось связаться с Алексеем Танаевым, то сотрудникам компании это тем более не под силу. "Он здесь очень редко бывает, и я не знаю, как вызвонить его по телефону", — призналась сотрудница этой компании.
Не удалось выйти на предпринимателя и через петербургских представителей малого бизнеса, которые сотрудничали с ним в 2016 году. Президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский сообщил, что в последний раз общался с Танаевым прошлым летом и с тех пор не слышал о деталях продвижения проекта "Фудбаер".
"Хотел поднять шумиху"
Участники рынка еще в прошлом году скептически восприняли идею Алексея Танаева. По мнению гендиректора ГК "Реал" Александра Мышинского, активная реклама проекта часто говорит о том, что денег на него у инициаторов нет. И с привлечением инвесторов на такие стартапы проблема — слишком низкая наценка в торговых сетях не позволяет зарабатывать в онлайне, стоимость доставки съедает очень большую часть прибыли.
"Мне кажется, даже самый безрассудный бизнес-ангел не вложился бы в идею Алексея Танаева, уже не говоря о банках", — уверен аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Продуктовый онлайн-ретейл по предложенным предпринимателем принципам не будет приносить прибыли, поясняет он. Продуктовый онлайн-ретейл отличается от офлайн-сегмента только тем, что не платит аренду за торговые точки. Зарабатывает онлайн-торговля в сотни раз меньше, чем X5, "Лента", "Магнит" и прочие офлайн-сети.
Россияне вообще неохотно идут за едой в Интернет — на долю продовольственных товаров приходится не более 3% от всей онлайн-торговли. Маржинальность этого бизнеса невысока: хотя за аренду торговых помещений интернет-ретейлеры платят меньше, но эта разница нивелируется за счет дорогой логистики. Даже крупнейшим торговым сетям пока не удалось наладить активную интернет-торговлю продовольственными товарами и мелким ширпотребом, хотя большинство из них предпринимали такие попытки, напоминает Лукашов.
"Я не думаю, что Танаев всерьез рассматривал данную идею, не имея за спиной достаточного круга потенциальных инвесторов. 16 распредцентров только в Москве и Петербурге с ноля — это практически то же самое, что выйти с ярмарки бизнес-идей на IPO в Нью-Йорке в течение одного дня. Танаев проработал достаточное время в продуктовом ретейле, чтобы понимать это. Скорее всего, это был всего лишь информационный вброс, направленный на поднятие шумихи вокруг конкретной персоны. И судя по всему, он сработал", — резюмирует Дмитрий Лукашов.