Налоговый маневр, предлагаемый министром финансов Антоном Силуановым, приведет к еще большему расслоению российского общества по доходам: повышать зарплаты рядовым сотрудникам станет невыгодно. Кроме того, повышение ставки НДС на 4% увеличит расходы всех россиян.
Минфин предлагает снизить совокупную ставку взносов в социальные фонды с 30% до 22%. Сегодня 30% от фонда оплаты труда перечисляют в социальные фонды все компании, кроме индивидуальных предпринимателей, организаций, ведущих учет по упрощенной системе налогообложения, аптеки — они платят 20%. Еще меньше (14%) выплачивают IT-компании, резиденты особых экономических зон, резиденты "Сколково". Самые низкие взносы (7,6%) у участников свободной экономической зоны в Крыму, свободного порта Владивосток и резидентов территорий опережающего развития.
Стандартный 30-процентный взнос распределяется между Пенсионным фондом (22%), Фондом социального страхования (2,9%) и Фондом медицинского страхования (5,1%). В каждый внебюджетный фонд компании перечисляют деньги отдельным платежом. Минфин предлагает переводить деньги одной платежкой. Еще глава Минфина Антон Силуанов предлагает унифицировать ставку взносов, отказаться от так называемого хвоста — зарплаты свыше определенного размера облагаются взносами по меньшей ставке. Так, отчисления в Пенсионный фонд с зарплаты свыше 876 тыс. рублей в год взимаются по ставке 10%, а не 22%. А отчисления в Фонд социального страхования и вовсе не взимаются с зарплаты, превышающей 755 тыс. рублей.
Введение плоской ставки (22%) приведет к тому, что социальные взносы по зарплатам ниже 153,4 тыс. рублей в месяц сократятся, а по зарплатам выше этой суммы взносы во внебюджетные фонды возрастут. То есть работодателям будет выгодно не повышать рядовым сотрудникам зарплаты, чтобы компенсировать резко возросшие налоговые выплаты по зарплатам топ-менеджеров. Например, на петербургских верфях средняя зарплата рабочих составляет 55 тыс. рублей в месяц, а средняя зарплата топ-менеджера — 500 тыс. (без учета ежегодных и ежеквартальных бонусов). Отчисления с зарплаты одного рабочего в результате маневра Силуанова сократятся за год в среднем на 53 тыс. рублей. А отчисления с зарплаты каждого управленца, наоборот, возрастут в среднем на 287 тыс. рублей.
Конечно, если низкооплачиваемых рабочих на предприятии на пару порядков больше, чем дорогостоящих управленцев, то совокупные отчисления во внебюджетные фонды сократятся. Тяжелее придется организациям (например, проектным институтам), где персонала не так много, как на заводах, и рядовые сотрудники (инженеры) получают заметно большие зарплаты, чем рабочие на заводе; да и топ-менеджеры проектных институтов не упускают возможности побаловать себя хорошими окладами и премиями — не меньшими, чем у директоров заводов. В таких организациях совокупные отчисления компании во внебюджетные фонды, рассчитанные в соответствии с маневром Силуанова, могут возрасти.
Читайте также:
Государственные облигации
Минфин запустит ОФЗ в народ
Одновременно со снижением ставки отчислений во внебюджетные фонды Минфин планирует повысить НДС с 18 до 22%. "Преференции по НДС для отдельных отраслей — сельское хозяйство, медицина, образование. Кстати, финансовый сектор тоже имеет льготы по НДС", — уверяет Антон Силуанов. По его словам, в результате увеличения ставки НДС на 4% инфляция может возрасти единовременно примерно на 2% — на столько возрастут расходы всех россиян.
Любопытно, что ранее министр финансов раскритиковал очень похожий налоговый маневр, предложенный министром экономического развития Максимом Орешкиным: он предлагал снизить ставку страховых взносов до 21% и одновременно повысить НДС до 21%. Тогда глава Минфина говорил, что это может привести к серьезному падению доходов бюджета. Но, видимо, если ставку по страховым взносам снизить до 22% и НДС поднять до 22%, то с бюджетом станет все хорошо.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин раскритиковал инициативу Минфина. "При маневре 22/22 доходы Пенсионного фонда ощутимо упадут. Надо просчитать последствия для пенсионной системы", — рекомендовал Кудрин в Twitter. Опасения Кудрина небезосновательны. Из-за дефицита бюджета Пенсионного фонда в последние годы пенсии не индексировались, а накопительную часть заморозили до лучших времен.