Смольнинский районный суд отказал оппозиционерам и градозащитникам в жалобе и не стал рассматривать вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ. Это еще один повод для оппозиционеров усилить протест — ведь музей, судя по всему, вышел из окопов и перешел в контратаку, а ярый сторонник передачи Василий Кичеджи оказался уволен из ректоров и поливает губернатора отборной критикой.
Смольнинский районный суд отказал в рассмотрении жалобы на распоряжение Смольного о передаче Исаакиевского собора РПЦ, решив, что раз заявители уже подавали аналогичную жалобу в Василеостровский районный суд, где получили отказ, а горсуд отклонил апелляцию, то нынешнее дело не может быть рассмотрено по существу.
В таком исходе дела мало кто сомневался: накануне на заседании, которое было внезапно перенесено с 17 апреля на 15 марта, судья Татьяна Матусяк предложила закрыть дело.
Отказ от отказа
Главной неожиданностью в набитом битком маленьком судебном зале стало заявление от директора музея "Исаакиевский собор" Николая Бурова. Он передал его через начальника юридической службы музея Никодима Сидорова. Юрист заявил, что 14 марта собор отозвал свое согласие на "отказ от оперативного управления собором", предоставив соответствующую бумагу суду, и добавил, что "недвижимое имущество может быть изъято из оперативного управления музея, согласно закону о музейном фонде, в двух случаях: если оно используется не по назначению или если музей ликвидируется, но никакого постановления о ликвидации не поступало".
Стоит отметить, что изначально отказ музея от управления собором датирован 30 декабря 2016 года. В тот же день КИО выпустило постановление о передаче собора церкви. Депутат Борис Вишневский справедливо заметил, что такого совпадения не может быть, так как "в органах исполнительной власти обычно такие бумаги рассматриваются неделю". Кроме того, не очень понятно, как именно так быстро письмо из Исаакиевского собора попало в Смольный. Никодим Свиридов рассказал "ДП", что по просьбе Николая Бурова написал документ, дал ему его подписать, а потом отдал в канцелярию и дальнейший путь бумаги для него неизвестен.
В принципе, письмо могло прийти в Смольный факсом, но чаще документы отправляются по почте, а значит, оно должно было прийти в городскую администрацию на следующий день. И такие странности встречаются на протяжении всех последних 2 месяцев, пока идет спор вокруг Исаакиевского собора.
Смольный действительно поступает странно, делая все, чтобы затормозить процесс передачи храма РПЦ. Сначала выпускается постановление до получения официального заявления, потом администрация признает, что письма никакого как не было, так и нет, а значит, и оснований для передачи не существует (по закону должно быть прошение от РПЦ). Все это и дало оппозиционерам основания для подачи иска в суд.
Скандал регулярно подогревается вбросами острых новостей про собор. Так, на днях в СМИ появилась информация о том, что Смольный потребовал от Исаакиевского собора передать храм церкви к Пасхе, 16 апреля. Только бумаг никаких в музей не поступило, это было устное распоряжение. Директор музея, конечно, заявил, что перевести музей за какой-то месяц физически невозможно, ведь изначально на это отводили 24 месяца.
Кроме того, оказалось, что и Московская патриархия в вопросе передачи Исаакиевского собора церкви действует в соответствии с "дорожной картой", утвержденной КИО. "Мы по-прежнему действуем согласно "дорожной карте", утвержденной комитетом имущественных отношений Петербурга. Изменений нет. Ждем решения вопроса о музейных ценностях", — заявил Интерфаксу источник в патриархии.
Все эти новости только подогревают и без того довольно возмущенное идеей передачи собора общественное мнение. Вот и сегодняшнее решение только даст больше поводов для противников передачи покритиковать власти и "раскачать лодку". Ведь в ближайшую субботу, 18 марта, на Марсовом поле пройдет очередной митинг, где вновь главной темой станет сохранение города и его музеев. Суд как будто нарочно перенесли с 17 апреля на 15 марта для того, чтобы дать больше поводов оппозиционерам покритиковать власть.
Борис Вишневский уже после сегодняшнего заседания напомнил, что 7 лет назад та же судья почти по тем же основаниям отказала градозащитникам, которые пытались оспорить решение об увеличении высоты "Охта-центра" до 400 метров. Тогда волна общественного гнева докатилась до Москвы, где в преддверии выборов не стали рисковать и прозрачно намекнули Смольному и "Газпрому", что для небоскреба нужно подыскать иное место, которое не будет так бесить горожан.
Чувство мести
В битве за собор перед митингом появились и заметные жертвы: пока Николай Буров переходил в атаку на судебном заседании, стало известно об отставке с поста ректора Академии им. Штиглица Василия Кичеджи — одного из главных сторонников передачи собора, буквально на днях переизбранного лидером Совета сторонников "Единой России" в Петербурге. Бывший вице-губернатор, считавшийся близким соратником Полтавченко, на принадлежащем ему портале "Интерессант" в открытую обвинил Смольный в мести за свою позицию. "Есть просьба губернатора о вашей замене. В последнее время эта просьба стала настойчивой", — пересказывает сам Василий Кичеджи свой разговор с чиновником из Министерства образования.
"Василий Кичеджи уверен: это — личная месть. Но не только. Еще это — эпизод большой политической игры вокруг истории с Исаакиевским собором и ожесточенной борьбы за патриаршее место", — сообщается в тексте. По мнению теперь уже бывшего ректора, ему отомстили за письмо ректоров в поддержку передачи собора (автором которого называли Василия Кичеджи). "И так бездеятельный губернатор оказался полностью деморализован, каждый день он ждет вызова в Москву и решения президента о своей отставке... На этом нервном фоне любые публичные заявления относительно проблемы Исаакиевского собора якобы стали вызывать у него приступы злобы. Обострилась злоба и к Кичеджи как к деятельному и публичному стороннику передачи Исаакия", — с яростью, не стесняясь в выражениях, нападает на градоначальника портал его теперь уже, видимо, бывшего соратника.
Стоит вспомнить, что Георгий Полтавченко и раньше не спешил разделять радикальные взгляды Василия Кичеджи и спикера Законодательного собрания Вячеслава Макарова — он, например, не поддержал идею привлечь к ответственности участников акции протеста, прошедшей в соборе.
Если предположить, что губернатор на самом деле противится передаче, то он имеет все шансы разогреть народный протест так, чтобы его заметили в Москве и в итоге столичным широким решением отменили передачу собора. Самому градоначальнику, глубоко верующему человеку, не хочется ссориться с патриархом Кириллом и отказывать в передаче, ведь год назад он уже это делал, ссылаясь на экономические причины. Видимо, в этом году придумать вескую причину не удалось.