Бывший гендиректор "Вымпелкома" Михаил Слободин, объявленный в розыск в сентябре прошлого года, впервые заявил о себе после отъезда за границу. Бизнесмен, изложивший в блоге собственную версию событий, связанных с делом против него, стал не первым из опальных предпринимателей, решивших пообщаться с народом. Другие скрывшиеся за пределами России бизнесмены выбирали самые разные каналы коммуникации: от записей в блогах до писем президенту.
На днях бывший гендиректор "Вымпелкома" Михаил Слободин, покинувший Россию осенью 2016 года, опубликовал на портале Medium два материала, в которых рассказал свою версию истории с обвинениями в свой адрес. Осенью прошлого года Михаил Слободин был объявлен в розыск по делу о даче взяток в особо крупном размере бывшим чиновникам Республики Коми. По версии следствия, за установление выгодных тарифов руководство ЗАО "Комплексные энергетические системы", в состав которого входил и Михаил Слободин, дало взятку властям Коми. 5 сентября, в день, когда стало известно об объявлении в розыск, бизнесмен улетел в Ниццу. Как сообщали СМИ, Слободина заранее предупредили о том, что его объявят в розыск. Причем сделал это якобы чуть ли не полковник МВД Дмитрий Захарченко, тот самый, у которого при задержании через несколько дней после этого изъяли 8,5 млрд рублей. Сам Слободин в публикации на Medium рассказал, что никто его ни о чем не предупреждал, а изложенная в СМИ версия — часть направленной против него пиар-кампании, за которой стоят спецслужбы. Он также приложил скриншоты рабочей переписки, свидетельствующей, что его отъезд 5 сентября в Ниццу был давно запланированной командировкой. В качестве версий того, как ему удалось выехать за пределы РФ, уже находясь в розыске, он описал следующие: спецслужбы просто "прозевали" его отъезд или же специально дали ему уехать, так как "человек, который скрылся за границей, дает гораздо больше возможностей для пиара".
Во второй части публикации, размещенной 2 дня спустя, бизнесмен попытался доказать несостоятельность обвинений против него, отметив, что логичнее было бы, если бы в соответствии с презумпцией невиновности соответствующие органы сами доказывали его вину. Михаил Слободин привел статистические данные о том, что тарифы в Коми не были завышены по сравнению с другими регионами. В последней части, опубликованной 17 марта, бизнесмен объяснил, зачем нужны были эти посты.
"Социальные сети и мой блог позволяют высказать свою точку зрения широкому кругу людей напрямую и без цензуры. Это потрясающая возможность, которой не было 10 лет назад. И я ею воспользовался", — написал он.
Между тем Михаил Слободин — далеко не единственный бизнесмен в изгнании, который заявил о себе уже после отъезда за границу. Ряд бизнесменов продолжали, уже находясь за пределами России, общаться с прессой, оставляли публичные видеообращения или вели собственные блоги в соцсетях. Причем поступали так даже те, чей отъезд был связан с уголовным преследованием.
И в пост и в блог
Основатель сети "Вконтакте" Павел Дуров, чей отъезд не имел отношения к уголовному преследованию, еще до продажи своего бизнеса и ухода с поста гендиректора предпочитал общаться с публикой именно на своей странице в социальной сети. Например, в марте 2014 года он опубликовал там список из семи причин, по которым стоит остаться в России. Спустя несколько недель бизнесмен передумал и перечислил там же, на своей странице, условия, без которых его возвращение в Россию невозможно. Позже он также комментировал в соцсети ряд событий. Например, в 2015 году, когда первый замглавы конституционного комитета Госдумы Александр Агеев предложил ограничить доступ к мессенджеру Telegram в России из-за того, что с его помощью якобы общаются террористы, Павел Дуров ответил: "Предлагаю запретить слова. Есть информация, что с помощью них общаются террористы".
А еще до того, как страницы в соцсетях стали едва ли не главным каналом коммуникации не только для уехавших за границу бизнесменов, но и вообще для всех, предприниматели использовали более традиционные для тех времен ресурсы. Например, опальный бизнесмен Борис Березовский, находясь в Лондоне, вел блог в "Живом Журнале". На своей странице он критиковал политический режим в России и даже обращался с открытыми письмами к Владимиру Путину и патриарху Кириллу. Предстоятеля Русской православной церкви бизнесмен в 2012 году попросил посодействовать в смене режима. Обратиться к нему Березовский, очевидно, решил после того, как патриарх в рождественском интервью 2012 года призвал власти прислушаться к людям, выражающим протест в связи с проведением выборов в Госдуму 4 декабря 2011 года. Тогда же, в 2012 году, Борис Березовский обратился к Владимиру Путину в связи с делом Pussy Riot. Начал он свое послание с обращения "Володя" и напоминания о том, что в этот день "православный мир входит в пост, посвященный Успению Пресвятой Богородицы". В связи с этим бизнесмен призывал президента проявить милосердие, чтобы заслужить милосердие.
"17 августа тебе предстоит вынести приговор Маше Алехиной, Кате Самуцевич, Наде Толоконниковой. Я знаю, что на процессе есть судьи, прокуроры, следователи, но России и миру известно: приговор будешь выносить лично ты", — писал он.
После смерти Бориса Березовского стало известно о другом письме, адресованном Владимиру Путину, которое бизнесмен якобы передал президенту через Романа Абрамовича. В послании опальный олигарх признавал свои ошибки и просил позволить ему вернуться в Россию. Об этом письме вскоре после смерти бизнесмена в 2013 году сообщил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Youtube — оружие для героев
Ранее обращался к президенту и другой российский бизнесмен, также скрывающийся в Лондоне. В 2010 году основатель "Евросети" Евгений Чичваркин опубликовал видеообращение к Дмитрию Медведеву. В нем он призвал предотвратить убийство бывшего вице-президента "Евросети" Бориса Левина. Бизнесмен утверждал, что жизни его бизнес-партнера могут угрожать "оборотни в погонах" из числа сотрудников МВД. Также Евгений Чичваркин утверждал, что силовики вымогают у Левина деньги, полученные за продажу компании, удерживая под арестом сотрудников "Евросети".
А уже в декабре 2011 года Евгений Чичваркин, представившись "безработным жителем Лондона", призывал поучаствовать в своеобразном творческом конкурсе — записать и выложить на Youtube ролик к предстоящим президентским выборам. Опальный предприниматель предлагал "в веселой, саркастической манере напомнить, какие преступления совершила эта власть", а также отмечал, что нынешняя Дума нелегитимна. Сам видеосервис Youtube он при этом называл оружием современных героев.
На связи с прессой
Ряд скрывшихся за границей российских бизнесменов никогда не отказывались от общения с журналистами. Например, бывший глава группы OMG (ранее — "Осло Марин Групп") Виталий Архангельский, объявленный в 2010 году в розыск по подозрению в мошенничестве с кредитами и сейчас проживающий во Франции, активно общается с журналистами. Он не раз давал интервью различным изданиям, в том числе комментировал последствия теракта в Ницце, свидетелем которого стал.
Тот же Чичваркин общался с журналом GQ, дал интервью Ксении Собчак, а также завел собственный блог на сайте журнала Snob. В 2012 году в интервью "Дождю" бизнесмен благодарил Дмитрия Медведева за то, что он "продавил поправки", которые повлияли на прекращение дела "Евросети" о контрабанде.
У проживающего сейчас в Лондоне Михаила Ходорковского особой необходимости в общении с прессой нет: у него есть собственные информационные ресурсы "Открытая Россия" и сайт khodorkovsky.ru. Кроме того, у бизнесмена есть аккаунты в Facebook и Twitter. Последний он, предположительно, ведет самостоятельно.
Легко найти
Не скрывается от журналистов и бывший президент группы компаний "Интарсия" Виктор Смирнов. В 2016 году он был объявлен в розыск по делу о мошенничестве и присвоении 600 млн рублей во время реконструкции Дома со львами на Адмиралтейском проспекте. Россию бизнесмен покинул еще до того, как был объявлен в розыск, в 2014 году, но, как и в случае с Михаилом Слободиным, СМИ предположили, что Смирнова также могли предупредить о грядущих неприятностях. В 2017 году бизнесмен поговорил с журналистами "Фонтанки" и рассказал, что Генпрокуратура и следователь ГСУ СК Петербурга прекрасно знают о месте его проживания в Лондоне. Он также отметил, что общался по телефону с правоохранителями, и даже указал на некоторые объективные моменты в уголовном деле.
Виктор Смирнов тоже писал письма Владимиру Путину и генпрокурору Юрию Чайке, в которых пожаловался на давление со стороны силовиков и заверял, что его уголовное преследование связано с конфликтом с подконтрольной сыну экс-главы РЖД Владимира Якунина компанией "Тристар Инвестмент Холдингс".
"Я ни от кого не скрываюсь и не собираюсь скрываться, готов ответить на любые вопросы, интересующие следствие", — отмечал автор письма.