От цессии до цессии. "ДП" составил рейтинг выкупленных компаниями-банкротами долгов

Автор фото: Петр Ковалев
Автор фото: Петр Ковалев

Владельцы и инвесторы петербургских компаний–банкротов минувшей зимой приобрели у кредиторов права требования к банкротящимся бизнесам на общую сумму почти 7,3 млрд рублей. "ДП" составил рейтинг и классификацию выкупленных долгов.

За зиму 2016/17 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти рассмотрел и удовлетворил около 56 заявлений о правопреемстве требований кредиторов в делах о банкротстве организаций и граждан. Общая сумма переуступленных прав требования составила 7,232 млрд рублей.
Уступки, по словам юристов–банкротчиков, в последнее время часто используются бенефициарами фирм–должников с целью выборочного погашения долгов при банкротстве. Одни выкупают крупнейший долг, чтобы успешнее противостоять мелким кредиторам, другие приобретают право требования, обеспеченное залогом ценного актива или личным поручительством бенефициара. Третьи, наоборот, платят, как принято говорить у банкротчиков, "самому мелкому и вонючему": кредитор с требованием на несколько сотен тысяч рублей, если он занимает активную позицию (обжалует все, что обжалуется), имеет наибольшие шансы на полное погашение долга.
Вторая категория цессий — продажа бизнеса должником инвестору. В банкротстве ценность представляют не столько акции или доли в компании, сколько ее долги, которые дают право определять судьбу ее активов. Поэтому, когда должник хочет продать обанкротившийся бизнес, он уступает не только свои акции, но и — это обязательный пункт любой такой сделки — пакет прав требований к компании, позволяющий контролировать процедуру. Если у должника такого пакета нет, в сделку M&A включается крупнейший банк–кредитор, получающий преимущество по сравнению с коллегами, которые будут вынуждены вести переговоры с инвестором должника уже в процедуре банкротства на общих основаниях.
"ДП" проанализировал все договоры уступки прав требования за зиму и составил своеобразный рейтинг этих сделок.
Самым крупным долгом, который нашел своего покупателя, стал долг ООО "Луксор" перед Мастер–банком на 1,928 млрд рублей. Компания–должник построила дом на ул. Жуковского, 19. У нее в собственности находятся 15 элитных квартир и земля под домом (850 м2). Долг был продан банком (который давно лишился лицензии и ликвидируется АСВ) с открытых торгов за 67 млн рублей. Покупателем стала компания "Строй–офис", которая, по данным СПАРК, косвенно связана с другим должником Мастер–банка — ООО "ДСК Энергия". Из чего напрашивается вывод, что именно бенефициар должника сохранил контроль над активом.

Серебро

На втором месте оказалась сделка между Сбербанком и ООО "Аптекарский" по продаже долга инвестиционной группы "Отель" на сумму 1,82 млрд рублей. ИГ "Отель" — ключевая структура стройкорпорации "Элис", владеющая ее коммерческой недвижимостью. Основатели "Элис" Вадим Штерцер и Алексей Брындиков до самого банкротства корпорации вели между собой жесткий корпоративный конфликт. В итоге активы достались структурам, связанным с семьей известного петербургского предпринимателя Владимира Голубева, партнера группы "Адамант". ООО "Аптекарский", купившее долг у Сбербанка, на момент сделки принадлежало совладельцам группы "Евроинвест" Андрею Березину и Юрию Васильеву, которые потом перепродали компанию вместе с правами требования офшору, связанному, по всей видимости, с семьей Голубева ("ДП" писал обо этом подробно осенью 2016 года).

Бронза

На третьем месте сделка с долгом тосненского завода керамической плитки "Контакт" перед Сбербанком на сумму 706 млн рублей. Предприятие, обороты которого в 2011–2014 годы составляли около 750 млн рублей, обанкротилось в 2015 году из–за неподъемного кредита Сбербанка. Фирма принадлежала гендиректору Евгению Дедкову и его партнерам. Его долг у Сбербанка купила компания "Квадро декор", также зарегистрированная в Тосно и также занимающаяся производством керамической плитки. Косвенные признаки в СПАРК позволяют предположить аффилированность этой компании с прежними владельцами завода "Контакт".

Полеты в процедуре

На четвертом месте долг авиакомпании "Трансаэро" перед Всероссийским банком реконструкции и развития на сумму 657 млн рублей, который был продан структуре "Роснефти" — ООО "РН–Аэро", специализирующемуся на заправке самолетов. Эта компания и сама являлась кредитором обанкротившегося авиаперевозчика с требованиями 3,5 млрд рублей. Но и теперь контролируемые ею долги на 4,2 млрд рублей составляют чуть больше 2% от общей суммы обязательств банкрота.