Фермеры из Новгорода собрали 6,5 млн рублей по краудсорсингу. На эти деньги они открыли магазин в Петербурге и строят птичник.
Владельцы новгородского фермерского хозяйства "Чистинский продукт" (ООО "Чистый продукт", магазин на Кирочной ул. в Петербурге) собрали 1,5 млн рублей на портале Constart на строительство нового птичника и должны получить еще 1 млн рублей за победу в конкурсе бизнес–идей, который организовал портал.
Народные инвесторы
Вместе с привлеченными в 2016 году средствами на открытие собственного магазина объем народных инвестиций в компанию превысил 6,5 млн рублей. При этом компания продала народным инвесторам долю в бизнесе — 49%, а 400 тыс. рублей собрали по рублю, без вознаграждения. "Осенью прошлого года с помощью краудфандинга мы собрали 4 млн рублей и открыли первый магазин в Петербурге, — рассказывает совладелица компании Марина Елькина. — Теперь построим птичник с автоматическими поилками и кормушками, что позволит увеличить поголовье птиц до 5 тыс. кур и 20 тыс. перепелок".
В планах собственников — выход на ежемесячную выручку 3 млн рублей, запуск доставки продукции, собственная переработка мяса и молока, развитие сети торговых точек, где будет представлена продукция и других фермеров. Сейчас компания собирает 590 тыс. рублей на запуск небольшого пельменного производства, продавая скидки на будущую продукцию. Уже собрано 78 тыс. рублей.
Основные конкуренты "Чистинского продукта" в Петербурге — магазины фермерских продуктов "Поспело Созрело", "ЭкоГармония", "Клевер", "Лосево", "Фруктовая лавка" и другие. Объем рынка приближается к 1 млрд рублей в год, и среди его участников немало производителей — это, к примеру, Великолукский мясокомбинат, "Лосево", компания "Это у нас семейное", владеющая фермой на 1800 голов скота и хозяйством, которое производит 16 т форели в год.
Ферма или лавка
Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar в Петербурге, рассказывает, что спрос на помещения под фермерские магазины в городе небольшой. Фермеров больше интересует производство продуктов, а не ведение торговли. "Им проще реализовывать свою продукцию частным образом в населенных пунктах за КАД, чем заниматься развитием торговли, сталкиваться с проверками и сложностями", — рассказывает она, добавляя, что в городе есть площадки, которые собирают вместе фермеров или их представителей, но продукты, реализуемые на этих площадках, не всегда качественные и натуральные. Так что конкуренция среди тех, кто все–таки решился на собственный магазин, сравнительно небольшая.
Зато конкуренцию фермерским магазинам составляют "фермерские полки" обычных продуктовых супермаркетов. В этом случае ретейлеры берут на себя сложности по оформлению и продвижению, еще одно их преимущество — распространенность и транспортная доступность.
Убедить дать денег
Краудсорсинг — это привлечение через Интернет широкой аудитории для решения той или иной задачи. Он включает в себя уже прижившийся в России краудфандинг (сбор денег за вознаграждение), а также краудинвестинг (продажу долей в бизнесе), краудлендинг (займы) и др. В России уже есть несколько бизнес–проектов по производству еды, которые успешно собрали стартовый капитал с помощью краудфандинга. Среди них, к примеру, проект по производству кремового меда Cocco Bello, перепелиная ферма в Орловской области и др. Краудсорсинг многие считают привлекательным инструментом для бизнеса, в том числе фермеры, но в этом методе тоже есть сложности. Самое трудное, рассказывают предприниматели, — продвинуть свой проект, выделить его на фоне остальных и убедить людей вложиться именно в него.
Получается не у всех. Например, петербургский предприниматель Иван Кузнецов вложил 400 тыс. рублей в производство иван–чая и планировал собрать еще 860 тыс. через краудфандинг, но в итоге набралось 7 тыс. рублей, а обычно сайты для краудсорсинга позволяют использовать сумму, когда набирается больше половины от запроса.