Стаж работы топ-менеджеров в розничной торговле сократился с 8 лет до 2,5 года на одном месте.Основная причина текучки — быстро меняющаяся среда, в которой работает руководитель, считают специалисты по психологии труда.
"Продолжительность работы топа на одном месте сократилась с 8 лет до 2,5 года за последнее десятилетие", — отмечает Анатолий Занковский, доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологии труда Института психологии РАН (делает исследования для ретейла). Он подчеркивает, что если раньше топ-менеджера увольняли за неисполнение финансовых показателей, то теперь за недостаток лидерских качеств.
Тема обсуждалась в ходе одной из сессий бизнес-форума Food Retail Russia 2017, который прошел на прошлой неделе в Москве. Присутствующие ретейлеры продуктовой розницы согласились с экспертом: кадровых перестановок стало больше. Однако причины увольнений всегда разные. По мнению экс генерального директора российского подразделения немецкой сети гипермаркетов Globus Йоханнеса Толая (покинул компанию осенью 2016 года), смена топов в компании — это постоянный процесс и причины всегда разные.
По словам генерального директора сети "Верный" Олега Высоцкого, руководители действительно стали сменять друг друга быстрее. Это происходит по трем причинам: ужесточаются конкуренция, госрегулирование отрасли, плюс кризис. "Акционеры хотят быстрый результат и поэтому меняют кадры, или люди ищут более легкие места работы", — считает Олег Высоцкий.
За последние несколько лет в нескольких крупных розничных сетях сменилось руководство. Так, например, один из крупнейших продовольственных ретейлеров России, ГК "Дикси", в 2015-2017 годах сменил трех президентов. С последним расстались в январе этого года: Педро да Сильва проработал меньше года, и после его ухода должность вообще упразднили. Вместе с ним ушли и два его заместителя — вице-президент по операционной деятельности Жулио Маркес Дуарте и вице-президент по коммерческой деятельности Хуан Жиральт Сильва. Причина увольнения — экспаты не оправдали ожиданий акционеров "Дикси". Предыдущий президент Сергей Беляков также проработал меньше года, тогда как Илья Якубсон, предшественник господина Белякова, проработал в этой должности более 6 лет.
На днях анонс о смене генерального директора опубликовала сеть "О’Кей". С мая 2017 года им станет бывший глава сети REWE Italy Миодраг Бороевич, он сменит в "О’Кей" Хейго Керу, занимающего этот пост с мая 2015 года. До Хейго Керы этот пост занимал Тони Майер, но тоже недолго — меньше 2 лет. Их предшественник на этом посту Патрик Лонге проработал больше 5 лет в компании.
В августе 2015 года акционеры премиальной сети супермаркетов "Лэнд" также сменили управленца: вместо Ильи Штрома, проработавшего в компании больше 10 лет, был назначен экс-директор "Азбуки вкуса" в Петербурге Дмитрий Чтецов.
Акционеры X5 Retail Group на внеочередном собрании в ноябре 2015 года избрали нового главного исполнительного директора компании Игоря Шехтермана, который сменил Стефана Дюшарма (проработал 3 года). Контракт с новым управленцем подписан на четыре года.
По словам Анатолия Занковского, среда, в которой работают компании, меняется стремительно — меняются технологии, идет процесс глобализации, происходит обработка огромного объема данных и динамичное развитие сетей. То есть меняются условия работы и нужны широкие компетенции, чтобы управлять компаниями, более того, меняются модели поведения управленцев в компании.
"В условиях развития омниканальности задача генерального директора сделать так, чтобы маркетолог, который в силу профессии всегда коммуникабельный, и IT-специалист, который, наоборот, все время смотрит в монитор и мало разговаривает, смогли эффективно взаимодействовать", — отмечает Йоханнес Толай.
По словам Олега Высоцкого, акционеру достаточно 1-2 лет, чтобы понять, эффективен нанятый им топ-менеджер или нет. "Глава компании должен находить способ добиваться цели, мужественно брать ответственность на себя и уметь принимать решения", — подчеркнул Олег Высоцкий, отметив, что в целом работать в отрасли стало тяжелее.
Отметим, что последние несколько лет розничная торговля в России переживает сложные времена из-за роста цен на товары и падения реальных доходов населения. Оборот розничной торговли в России в 2016 году сократился на 5,2% в сопоставимых ценах по сравнению с 2015 годом — до 28,137 трлн рублей, в декабре — на 5,9%, до 2,899 трлн рублей.