Рубль остается дорогим, несмотря на падение котировок нефти. "ДП" выяснил у экспертов причины этой аномалии.
Курс рубля укрепляется уже более года. В феврале доллар упал до минимального уровня с июля 2015 года, 56,55 рубля. После этого в течение месяца он пытался расти и прибавил около 3 рублей, но во второй половине марта снова опустился до 57 рублей (см. график).
Последнее движение американской валюты вниз было особенно загадочным, потому что происходило сразу после падения цен на нефть. Черное золото, всю зиму стоившее $54–58 за баррель сорта Brent, подешевело более чем на 10% всего за неделю начиная с 8 марта. На прошлой неделе цена барреля Brent опускалась ниже $50 — самого низкого уровня с конца ноября прошлого года, когда страны картеля ОПЕК и примкнувшие к ним крупные нефтеэкспортеры, включая Россию, договорились об ограничении добычи.
Чрезмерное укрепление рубля, происходившее практически без привязки к реалиям рынка энергоресурсов, чревато резким обвалом, считают эксперты.
Пир во время чумы
Рубль не способен дальше укрепляться, уверен вице–президент Золотого монетного дома Алексей Вязовский. "Наблюдаемое сейчас усиление — это пир во время чумы из–за большого притока кэритрейдеров (спекулянты, зарабатывающие на разнице процентных ставок в разных валютах. — Ред.). Они берут дешевые кредиты в евро или иенах, вкладываются в надежные российские облигации под высокую ставку, и таким образом формируется нездоровый спрос на рубли, что его и укрепляет.
"Прошлой весной такой бум кэритрейда кончился тем, что случился "черный лебедь" — при очередном обострении украинского конфликта курс рубля резко понизился. "Горячие деньги" спекулянтов выводятся по клику мышки, и рубль рушится", — напомнил эксперт.
По его оценке, при цене нефти $50 за бочку Brent, доллар должен стоить около 62 рублей. "Кэритрейдеры рано или поздно начнут бежать, и мы увидим новую волну девальвации, за несколько дней курс доллара может подскочить на 5–6 рублей. Валютному рынку неизбежно придется вернуться к реальности, и это будет болезненно", — подчеркнул Вязовский.
Фундаментально переоцененным на 10–12% назвал недавно рубль и глава Минфина Антон Силуанов. Это пока не оказало воздействия на курс, поскольку сейчас стоимость рубля определяет рынок, а не государство, говорит Владимир Малиновский, начальник аналитического департамента Schildershoven Finance. "Реакция на словесные интервенции властей практически отсутствует, следуют лишь краткосрочные колебания. Сильного влияния государства на рубль нет. Есть закупка в валютные фонды, ежедневная и планомерная, но не в таких объемах, чтобы двинуть рынок", — отмечает он.
Минфин тратит на покупку валюты для пополнения резервных фондов 3,2 млрд рублей в день. Эта сумма меняется ежемесячно в зависимости от того, насколько цена российской нефти, отправляемой на экспорт, превышает уровень $40 за баррель. Плюс к этому Минфин покупает валюту и для выполнения своих международных обязательств — объем этих покупок, по словам Силуанова, превысил в текущем году $500 млн.
Колебания продолжатся
В ближайший период цены на нефть будут колебаться в диапазоне $48–55 за баррель марки Brent, поскольку резкое удешевление черного золота невыгодно никому, предполагает Владимир Малиновский. "Но и на особый рост рассчитывать не стоит, — добавляет он. — По нефти наблюдается попытка балансировать между влиянием ОПЕК и ростом нефтедобычи в Штатах, этот компромисс поможет удержаться вокруг текущих уровней". Доллар будет ходить в диапазоне 57–59 рублей в ближайшие месяц–полтора, прогнозирует Малиновский.
Другим важным фактором для курса рубля относительно доллара станет динамика американской валюты на мировом рынке. Здесь на первый план выходит процесс повышения учетной ставки ФРС США и скорость экономических реформ нового президента США Дональда Трампа. Чем больше повышений ставки случится в текущем году и чем медленнее будут идти реформы, тем дороже будет доллар.
Краткосрочное влияние на рубль может оказать и снижение ключевой ставки Банка России. На решение финансового мегарегулятора уменьшить ставку на 0,25% годовых в пятницу, 24 марта, доллар отреагировал снижением примерно на 20 копеек. Но дифференциал ставок в России (9,75%) и ведущих мировых экономиках (в пределах 1%) все еще достаточно велик, чтобы привлекать кэритрейдеров.
"Со ставкой складывается совершенно нездоровая ситуация — у нас она практически вдвое выше инфляции, — указывает Алексей Вязовский. — Инфляция приближается к 4% — рекорд за всю постсоветскую историю. ЦБ пошел на чисто символическое снижение, хотя мог очень помочь российской экономике, снизив ставку на 2–3%. Но ЦБ живет в своем мире".
“
Стоимость барреля Brent подошла к психологическому уровню $50, шансы на его пробой сохраняются. Дальнейшая судьба программы по сокращению объемов добычи неясна. Саудовская Аравия уже выражала свое недовольство, обвиняя другие страны в том, что сокращение осуществляется не в полной мере. Есть реальная угроза того, что во втором полугодии программа завершит свое существование. В этом случае котировки Brent ждет падение к $42 за баррель и, возможно, ниже. Новости о возможном сворачивании программы будут оказывать давление на стоимость нефти и на курс рубля.
Станислав Солдатов
Главный Аналитик Компании "Международный Финансовый Центр"
“
Кэритрейд–спекулянтам интересна разница в ставках, на которой они зарабатывают, а разница по–прежнему в пользу российских активов — это не изменится, даже если ФРС поднимет ставку 2 или 3 раза, а ЦБ РФ немного ставку опустит. Февральские минимумы 56,5 рубля по доллару США и 59,78 по евро переписаны, скорее всего, не будут, но и коррекции наверх будут ограничены отметками 60,5 рубля за доллар и 65–66 рублей за евро. Нефть, вероятно, вернут до конца мая к $55 за баррель, но нужно время: пока инерция закрытия длинных позиций играет за дальнейшее сползание цен.
Петр Пушкарев
шеф–аналитик ГК TeleTrade