Дальнобойщики, начавшие сегодня бессрочную стачку, намерены добиться отмены системы сбора платы за проезд по федеральным трассам "Платон", хотя сами в системе не регистрировались. Протестующие говорят, что через пару недель, когда товарные запасы на складах иссякнут, ситуация изменится в их пользу.
В понедельник началась всероссийская стачка автоперевозчиков против системы "Платон", запущенной в России в ноябре 2015 года. Организаторы акции заявляют, что в ней примут участие 50 регионов и более 10 тыс. дальнобойщиков.
В Шушарах, на обочине трассы Петербург — Москва, стоит уже около 40 грузовых и легковых автомобилей — участников акции протеста. "Мы не выставляли все машины. Некоторые стоят дома, в гаражах. На сегодняшний день по всей стране в стачке участвует 70% грузоперевозчиков", — заявляет Сергей Владимиров, представитель петербургского отделения Организации перевозчиков России (ОПР). По его словам, перевозчики настроены решительно и будут бастовать до победного конца. Ситуация изменится через пару недель, когда на складах гипермаркетов начнут заканчиваться запасы, полагает собеседник "ДП".
Участники требуют полной отмены сбора за проезд по федеральным трассам. Сейчас системой "Платон" по концессионному соглашению управляет компания "РТ-инвест транспортные системы" (РТИТС, принадлежит Игорю Ротенбергу и фонду "РТ-инвест").
Аванс Медведева
Дальнобойщики протестуют несмотря на то, что на прошлой неделе председатель правительства Дмитрий Медведев встречался с представителями некоторых ассоциаций водителей. По итогам встречи глава правительства распорядился повысить с середины апреля тариф на проезд по федеральным трассам не в 2 раза, а только на 25%, до 1,91 рубля за километр.
Кроме этого, премьер поручил своим подчиненным: упростить порядок предоставления льгот по транспортному налогу дальнобойщикам (они получают налоговый вычет на сумму, уплаченную "Платону"); проработать вопрос о скидках при оплате проезда в зависимости от пробега грузовика по федеральной трассе (чем дальше едет грузовик, тем ниже тариф); представить предложения по механизмам государственной поддержки лизинга большегрузных автотранспортных средств. В общем, премьер отреагировал на все жалобы дальнобойщиков. Тем не менее акция протеста началась.
На фото: Акция протеста дальнобойщиков против системы «Платон» на Московском шоссе.
Владимир Матягин, президент ассоциации "Грузавтотранс", встречавшийся с Дмитрием Медведевым (он, собственно, был основным спикером на встрече), сегодня в 11 утра приехал в Шушары к бастующим коллегам с предложением отказаться от акции протеста и вступить с властью в конструктивный диалог. "Откровенно говоря, я был послан некоторыми товарищами. Мне кажется, что людям, организующим стачки, не нужен порядок, они не хотят договариваться, им нужен бардак. Некоторые участники акции даже не знают, что была встреча с премьером, не знают, о чем мы договорились. Организаторы ничего не говорят об этом протестующим. Так проще управлять людьми. У нас разные пути. Я донес до людей информацию", — говорит Владимир Матягин.
"Мы уважаем Матягина, но он не дальнобойщик, у него ничего нет, и за ним никто не пойдет, — заявили несколько опрошенных "ДП" дальнобойщиков, участвующих в акции протеста. — Матягин договорился о скидках на "Платон", вот пусть и платит теперь, а мы не будем".
Все опрошенные "ДП" участники акции протеста оказались индивидуальными предпринимателями. Каждый откровенно сказал, что в системе "Платон" не зарегистрирован и регистрироваться не собирается. Любопытно, что за неоплату проезда никто не наказывает. Хотя законом предусмотрены штрафы 5 тыс. рублей и 10 тыс. — при вторичном нарушении за сутки. "Они боятся штрафовать. Сегодня напротив Смольного сожгли "Ниву". Это сделали не мы, а сочувствующие нам граждане, которые поддерживают нас и готовы пойти на более решительные меры, чтобы усилить нашу акцию", — говорит один из дальнобойщиков.
"Роль государства в том, чтобы сделать исполнение закона обязательным для всех. А так получается, что система "Платон" подрывает конкуренцию. Ставит законопослушных предпринимателей в невыгодное положение", — сетует Артем Баршай, генеральный директор ЗАО "Союзхимтранс-Авто".
Участники бессрочной акции не говорят, кто их финансирует, как будут жить их семьи, если акция затянется на несколько месяцев. "Моя семья поддерживает меня. Буду стоять вместе со всеми!" — выражает типичное мнение протестующих индивидуальный предприниматель Иван.
Не хотим, чтобы стало хуже
Зачем протестовать, если перевозчики могут переложить расходы по "Платону" на заказчика транспортных услуг? "Во-первых, конкуренция сегодня очень высокая, спрос низкий, рынок не позволяет поднять нам цену. Тарифы не менялись с 2008 года. Во-вторых, система "Платон" приведет к монополизации рынка. Мы недавно вернулись из Германии, где действует система TollCollect, наш "Платон" — аналог этой системы. Так вот, за время ее действия рынок автомобильных грузоперевозок Германии монополизировался. На нем действуют три крупные компании. Доходы водителей, которые работали как индивидуальные предприниматели, а потом перешли на работу в компании, существенно упали. Если раньше водитель мог снять номер в гостинице, то теперь ему приходится спать и есть в кабине. Вот что нас ждет. Мы этого не хотим. Я уже не говорю о повышении потребительских цен, когда все перевозчики начнут платить за проезд по федеральным трассам", — говорит Сергей Владимиров.
По оценкам дальнобойщиков, сегодня в системе "Платон" реально зарегистрировано 800 тыс. грузовиков из 1,6 млн транспортных средств массой свыше 12 тонн, которые обязаны оплачивать проезд по федеральным трассам. Причем не все из зарегистрированных перевозчиков платят, отмечают перевозчики. Платят, по их словам, крупные компании, в частности "Деловые линии". На долю крупных перевозчиков приходится примерно 25% подвижного состава 12-тонников.
Разорительный "Платон"
Дальнобойщики отмечают, что система "Платон" избыточна, они платят акцизы, транспортный налог, которые идут в дорожные фонды, и этого вполне достаточно. За прошлый год "Платон" собрал 18,5 млрд рублей, или 3% от совокупного дорожного фонда России. При этом большая часть сборов "Платона" пойдет не на дороги, а на вознаграждение оператора системы "Платон". "ДП" ранее писал, что, согласно 13-летнему концессионному соглашению, базовый размер ежегодного вознаграждения концессионера РТИТС, связанного с семьей Ротенбергов, составляет 10,610 млрд рублей без НДС. А с учетом налога надо ежегодно выплачивать из бюджета 12,520 млрд рублей в год — это минимум, так как вознаграждение, а точнее его неснижаемая часть (4,978 млрд рублей), индексируется "в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен".
За время правления Владимира Путина (16 лет) среднегодовой прирост потребительских цен в РФ составил 11,49%. При сохранении этих темпов роста можно предположить, что вознаграждение концессионера ежегодно будет возрастать в среднем на 796 млн рублей и через 13 лет достигнет 20,725 млрд рублей в год (24,456 млрд с НДС). А всего за 13 лет концессионер может заработать на "Платоне" 201,497 млрд рублей.
А если из собранных "Платоном" средств вычесть не только вознаграждение концессионера, но и вычет дальнобойщиков по транспортному налогу (9 млрд рублей), то получится, что совокупный объем средств, направляемых на дороги, сократился за прошлый год на 3 млрд рублей.