Президент РФ Владимир Путин утвердил поправки к закону об ОСАГО, лишив автовладельцев возможности получить денежные выплаты, они могут только отремонтировать машину. Петербургские автосервисы готовятся нарастить обороты на 8 млрд рублей.
Владельцы петербургских автосервисов смогут нарастить обороты на 44%, до 26 млрд рублей в год, в связи с принятыми Госдумой поправками в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев" (ОСАГО). Поправки касаются возмещения вреда пострадавшим в ДТП автовладельцам. В большинстве страховых случаев они не смогут теперь получить денежное возмещение, а только отремонтировать автомобиль за счет страховой компании.
Сейчас 95% выплат по ОСАГО, по оценкам страховщиков, производится в денежной форме, и после изменения закона большая часть этих средств достанется автосервисам. Только в Петербурге страховые компании выплатили по ОСАГО за прошлый год 9,4 млрд рублей.
Правда, не все эти средства достанутся сервисам, в законе остались исключения, предполагающие денежные выплаты, но эти исключения немногочисленны. Денежное возмещение (не более 400 тыс. рублей) потерпевший получит в случае гибели транспортного средства, при причинении вреда здоровью выплата не превысит 500 тыс. рублей. На денежные выплаты могут рассчитывать инвалиды, а также если страховщик не может организовать восстановительный ремонт. Поэтому петербургские СТО могут рассчитывать на увеличение доходов только на 8 млрд рублей в год.
Вам с износом или без?
Чтобы получить от страхового пирога кусок пожирнее, некоторые владельцы СТО уже энергично заключают договоры на организацию восстановительного ремонта как можно с большим количеством страховых компаний. "Мы готовимся к притоку новых клиентов, думаем о расширении мощностей, найме дополнительного персонала, заключаем договоры со страховщиками", — перечисляет Алексей Калмыков, директор по сервису АО "Питер–Лада".
Смущает сервисменов только одно серьезное обстоятельство, способное разрушить их радужные надежды, а именно: поправки в закон обязывают восстановить автомобиль, но нет четких указаний, что стоимость восстановительного ремонта будет рассчитываться с учетом новых деталей. "Пока вопрос с учетом износа автомобиля не решен: учитывать его или нет", — говорят страховщики.
Страховщики снижают размер ущерба на коэффициент износа автомобиля. Например, стоимость запчастей на пятилетнюю машину рассчитывается с дисконтом 50%. Даже если автомобиль только выехал за ворота дилерского центра и попал в ДТП, то начисляется износ 20%.
Некоторые поврежденные элементы невозможно отремонтировать, можно только поменять на новые. "В таком случае застрахованному предлагают поставить либо неоригинальную запчасть, либо бывшую в употреблении, либо просто доплатить из своего кармана", — рассказывает представитель крупной страховой компании. Потерпевшие в ДТП, частично оплатившие ремонт автомобиля, могут взыскать потраченные на ремонт деньги с виновников аварии. Конституционный суд РФ в начале марта разъяснил, что пострадавшие в ДТП, получившие страховые выплаты, не покрывающие ущерб, могут взыскать разницу с виновников аварии.
Как пойдет
Нерешенные вопросы с износом нагоняют тоску на некоторых владельцев автосервисов. "Мы пока наблюдаем за развитием событий. Инвестировать в расширение мощностей не спешим. Может, все получится, как было с техосмотром. Когда его отменили, некоторые компании уже вложили деньги в диагностические линии. А сейчас дорогостоящее оборудование простаивает, так как страховые компании продают диагностические карты, не проводя осмотр автомобиля. Поэтому наблюдаем, что будет, поспешных решений не принимаем", — осторожничает Григорий Мухин, владелец сервиса "Авто Хаус". По его мнению, пока мало оснований ожидать резкого увеличения спроса. "В последнее время все больше автовладельцев ремонтируют машины не по направлению страховой компании, а за собственный счет", — отмечает эксперт.
По словам представителей некоторых сервисов, со страховыми компаниями не очень выгодно работать. "Страховщики, конечно, дают приток клиентов, но взамен требуют снизить стоимость нормо–часа до приемлемого для страховой компании уровня. Плюс к этому устанавливают лимиты по стоимости запасных частей, дают рекомендованные цены. Иногда бывает так, что мы берем машину в ремонт, а запчасти дорожают, страховая не согласовывает нам удорожание, и мы ремонтируем автомобиль в убыток", — делится опытом один авторемонтник.
Помимо всего прочего, владельцы автосервисов не спешат радоваться будущему притоку клиентов, потому что новые правила будут действовать только для полисов, купленных после 28 апреля — даты вступления в силу нового закона.
Автоюристы останутся при своих
Идея заменить денежные выплаты натуральной компенсацией возникла вследствие активизации автоюристов, которые отсуживают у страховщиков не только возмещение вреда, причиненного автомобилю, но и штрафы, предусмотренные законом о защите прав потребителей. По словам главы Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, доля накладных расходов в структуре выплат участников рынка ОСАГО по суду растет: если в 2011 году она составляла 15%, то в 2016–м превысила 50%.
"Если раньше автовладелец получал деньги и мог сам выбрать место, а значит, и качество ремонта, то теперь за него это будет делать страховщик, — говорит директор компании "Автоюрист–СПб" Сергей Лепаков. — На практике, скорее всего, будет много злоупотреблений. Учитывая опыт с техосмотром, когда страховщики направляли автовладельцев для прохождения техосмотра в аффилированные СТО, есть опасность, что эта история повторится". По его словам, бизнес автоюристов не сильно изменится, потому что качество ремонта оспаривали и раньше, а теперь экспертизы будут проводиться чаще.
Если новая схема не будет иметь обратной связи, то опасения автолюбителей сбудутся, соглашается Илья Плисов, исполнительный директор "ЕвроАвто". По его мнению, если исчезнет конкуренция, то качество упадет, ремонты уйдут в гаражи, используемые материалы будут не лучшего качества. "По закону, конечно, страховщики теперь выступают ответчиками на претензии по качеству, но как это будет происходить на практике — непонятно, — говорит эксперт. — С одной стороны, страховщики не побежали искать приличные сервисы, чтобы обеспечить качественный ремонт клиентам. А с другой — у многих из них есть "свои" сервисы. Как механизм будет работать с аффилированными структурами, пока непонятно".
“
Если раньше люди были с машинами, но без денег, то теперь останутся и без машин, и без денег. Страховщики и раньше могли возмещать ущерб ремонтом, но эта система была неэффективной: низкое качество работ, бесконечные согласования. Теперь ко всему этому добавится, скорее всего, нарушение сроков работ. Часть автоюристов и экспертов уже переквалифицировались на оценку качества ремонта, и если раньше к взысканию в суде они предъявляли разницу между совершенной выплатой и оцененным ущербом, то теперь к требованию они будут выставлять всю сумму ремонта.
Инна Жаврид
вице–президент Ассоциации защиты страхователей
“
Сейчас в полис ОСАГО закладывается огромный дисбаланс между стоимостью запчастей, услуг автоюристов и премией, которую получает страховщик. Натуральный ремонт не позволит серым автоюристам обогащаться на чужих ДТП. Также замена возмещения по ОСАГО на ремонт даст страховым компаниям возможность контролировать и обеспечивать надлежащее качество услуги по ОСАГО. Но, если не изменять тариф, убыточность ОСАГО вырастет вслед за ростом цен застрахованных машин, средней суммы убытка, стоимости запчастей и т. д.
Денис Макаров
Руководитель Управления Андеррайтинга Обязательных Видов Страхования Компании "Альфастрахование"
“
Юристы, работающие на авторынке, в преддверии поправок в закон об ОСАГО уже переквалифицировались на оценку качества ремонта. А те специалисты, которые занимались только выкупом прав требования, конечно, с новыми правилами существенно потеряют в доходе. Но у тех, кто проводил экспертизу качества ремонта, работы прибавится. Экспертиза, которую проводят по заказу юристов, выявляет, оригинальная запчасть или нет, качество лакокрасочных работ, у которых есть определенный срок годности, и прочее.
Артем Артемьев
юрист "Мирзоев Групп"