Алюминиевый магнат Олег Дерипаска отбивается от подозрений зарубежной прессы в финансировании продвижения российского влияния в мире. Если в России лояльность Кремлю считается почетным делом, то за пределами страны от такого почета приходится открещиваться что есть сил.
Миллиардер Олег Дерипаска оказался вынужден вступить в неприятный для себя диалог с западным истеблишментом, став фигурантом заметного скандала. Расследование AP о том, что Олег Дерипаска якобы оплачивал некую стратегию продвижения российского влияния за рубежом, заставило энерго-алюминиевого магната выступить в WSJ с горячими заверениями в том, что он "никогда не брал на себя обязательств или контрактов с обязательством или целью скрытно продвигать или продвигать интересы правительства Путина в любой точке мира" и пригрозил судами — однако на следующий же день AP заявила, что настаивает на своем.
Речь идет о связях Олега Дерипаски с консультантом Полом Манафортом — согласно расследованию, в 2005 году была одобрена некая стратегия продвижения российского влияния в политических и деловых кругах Европы и США, а также прессе, направленная на позитивное восприятие действий Москвы. "Мы теперь верим, что эта модель может принести большую пользу правительству Путина, если будет применена на верных уровнях с должными мерами для успеха", — цитируют журналисты одну из записок Манафорта.
AP утверждает, что располагает подробными документами, не только меморандумами, но и записями о международных банковских переводах на десятки миллионов долларов. Пол Манафорт будто бы заключил контракт на $10 млн ежегодно, предположительно, до 2009 года. Факт сотрудничества представители Дерипаски признают, но все финансовые и политические детали опровергают.
Наем иностранных консультантов для продвижения за рубежом — обычная практика; не секрет, что Кремль долгое время и официально пользовался услугами PR-агентств. Эта история не привлекла бы внимания, если бы Пол Манафорт не возглавлял во время выборов штаб Дональда Трампа и если бы сейчас не была в разгаре кампания "найди русский след". Деятельность Манафорта расследуют сейчас одновременно Конгресс и казначейство США, разыскивающие его подозрительные банковские счета.
Читайте также:
Блоги "ДП"
Фейковые новости про фейковые новости
Черногорский туман
Сам консультант опроверг работу на российские власти, уверяя, что представлял только личные и деловые интересы Олега Дерипаски "в тех странах, где у него были инвестиции". Чтобы доказать это, он не нашел ничего лучше, чем привести в пример проект поддержки референдума в Черногории, в то время как Россия выступала против.
Имеется в виду референдум 2006 года об отделении Черногории от Сербии. У крупного бизнеса бывают разнообразные интересы, но признание в оказывании влияния на политику пусть маленького, но государства — само по себе откровение. Годом раньше Олег Дерипаска приобрел в Черногории крупные активы, алюминиевый комбинат в Подгорице и рудник в Никшице. В лучшие годы комбинат давал больше половины экспорта Черногории, но к 2013 году обанкротился; Дерипаска по этому поводу судится с властями, считая, что они намеренно делали все для этого, не желая терять контроль над комбинатом.
Вечно у Черногории проблемы с русскими — несколько месяцев назад там объявили о пресеченной попытке переворота, инспирированного некими россиянами в кооперации с сербскими националистами. Россия все отрицает, но Черногория настаивает.
Если вспоминать тот черногорский референдум, то, конечно, вполне возможно, что, получив крупнейший актив страны, Олег Дерипаска мог быть заинтересован в независимости Черногории — но, во-первых, достоверно неизвестно, на самом ли деле Кремль не разделял эту позицию. К Черногории в России всегда было специфическое отношение чуть ли не как к колонии, Сербия в тот момент уже стремилась в ЕС, была отрезанным ломтем, и комбинат в Подгорице вполне мог оказаться в точке совпадения интересов. Во-вторых, занятно, но во вложениях в независимость Черногории подозревали сенатора Джона Маккейна, республиканского "ястреба", в России считающегося одним из главных врагов. Фирма, в которой работал Пол Манафорт, называлась Davis, Manafort and Freedman, и главный партнер Рик Дэвис как раз работал советником Маккейна и организовал знакомство своего патрона с российским патроном партнера. Свое 70-летие в августе 2006-го сенатор отмечал на яхте в Которском заливе, а по соседству заметили яхту Дерипаски.
Пол Манафорт, кстати, примерно в тот же период (2007-2012 годы) работал на Виктора Януковича. С этим временем связаны еще несколько туманных историй, например, когда Олег Дерипаска захотел приобрести украинский телеканал Black Sea Cable, перечислил $19 млн на счета фирм Манафорта, но разразился кризис, российская сторона решила сделку отыграть назад, однако денег обратно получить так и не смогла.
Два стула для бизнесменов
Расследование в отношении консультанта ставит в неловкое положение не только его, но и Дональда Трампа — его оппоненты получают дополнительный аргумент в пользу связей Трампа с Россией. Но и Олег Дерипаска имеет повод волноваться, его отношения с США сложны: Вашингтон на протяжении многих лет отказывал магнату в визе, подозревая в связях с оргпреступностью; чтобы попасть в США (это было принципиально важно в свете готовящегося IPO) в обход Госдепа, Дерипаске приходилось нанимать лоббистов, тратить сотни тысяч долларов, сотрудничать с ФБР, и только в 2011 году проблема, кажется, была решена, но бизнесмен, не исключено, продолжает находиться в пограничном положении.
К чему в итоге приведет попытка разобраться в запутанных связях, неизвестно, но Олегу Дерипаске вряд ли помогут опровержения: даже если ему удастся засудить AP, общественное мнение — это не суд, сугубо легалистские методы здесь не работают. По этой же причине не помогут они и Трампу, хотя его пресс-секретарь Шон Спайсер назвал безумием предположение о том, что Трамп может быть в курсе того, кто чем занимался 10 лет назад.
Просто все, что американский читатель сейчас слышит о Трампе, Путине и Дерипаске, логично совпадает с тем, что он слышал о Трампе, Путине и Дерипаске раньше. Конечно, в ходе поисков российского следа должен был рано или поздно предложен вариант ответа на фоновый вопрос — кто за все это платит. Ведь если существуют загадочные российские хакеры, наводняющие Европу и США фейковыми новостями, то вряд ли их труд оплачивается строчкой в бюджете, и спонсировать пророссийских политиков в Европе тоже должен кто-то со стороны.
"Секретные олигархи Путина" — второстепенный, но важный сюжет, присутствующий что в западных медиа, что в российских, хотя и с разными знаками. Если Евгений Пригожин может содержать пул прокремлевских комментаторов, то почему бы Олегу Дерипаске не финансировать стратегию влияния Кремля за рубежом, рассудит обыватель, особенно если слышал не только про панамские офшоры и черногорский переворот, но и, например, о связанном с Донбассом Константине Малофееве или Алишере Усманове, на чьи взносы, согласно последним расследованиям оппозиции, строились дворцы Дмитрия Медведева. Обыватель может не вникать в параграфы, но с некоторых пор представляет, как Кремль маскирует свои интересы.
Тем более Олег Дерипаска считается одним из самых лояльных Путину миллиардеров. Полный контроль над ним президент продемонстрировал, например, в Пикалево в 2009 году во время знаменитого эпизода с ручкой.
Внутри страны лояльность и беспрекословное выполнение поручений президента почитаются за доблесть и являются необходимыми качествами для любого миллиардера; но эта же абсолютная власть делает Путина предельно токсичным, и снаружи, за пределами России, от доблести приходится публично открещиваться обеими руками даже самым верным лоялистам.