"ДП" проанализировал и выстроил в рейтинг все мировые соглашения, заключенные минувшей зимой 2016/17 года между обанкротившимися компаниями или физлицами Петербурга и Ленобласти и их кредиторами.
За период с 1 декабря 2016 года по 28 февраля 2017 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти утвердил 18 мировых соглашений в делах о банкротстве граждан и компаний. Этими соглашениями были урегулированы долги на общую сумму 1,212 млрд рублей, причем обязательства на сумму 526 млн рублей были прощены, а остальные получили рассрочку на срок от 6 до 60 месяцев.
Топ–3
Мы ранжировали должников, вышедших из процедур банкротства через мировые соглашения, по суммам их общей реестровой кредиторской задолженности.
В таком рейтинге первое место досталось петербургскому ГУПРЭП "Строитель", которое занимается управлением многоквартирными домами (288 домов). Компания задолжала 309 млн рублей единственному кредитору — ПАО "ТГК–1". Долг, как обычно в жилищно–коммунальном хозяйстве, был обусловлен в первую очередь задержками по оплате коммунальных услуг жильцами. На стадии наблюдения должник и кредитор договорились о погашении этого долга до конца 2017 года без начисления процентов и неустоек.
На втором месте мировое соглашение между ООО "Виста" и его единственным кредитором Евгением Кузнецовым. Этот кредитор скупил на свое ООО "СПМ Авто" все долги банкрота на общую сумму 307,3 млн рублей (в том числе у Транскапиталбанка), после чего простил 99,9%, а за 0,1% принял в качестве отступного всю имевшуюся у должника дебиторскую задолженность. В СПАРК прослеживается опосредованная и косвенная связь между "Вистой" и Кузнецовым, так что, скорее всего, речь идет об успешной реструктуризации задолженности бенефициарами должника.
На третьем месте оказалось ЗАО "Евромонолит" Владимира Углова — крупный генподрядчик жилого, коммерческого и промышленного строительства. Компания, задолжавшая нескольким кредиторам (подрядчикам и поставщикам) 234 млн рублей, договорилась с ними о прощении 65% долгов и 2,5–летней беспроцентной рассрочке на остальную часть обязательств.
Налог платежом красен
Скупка долгов дружественными кредиторами с последующим их прощением минувшей зимой практиковалась не единожды. Так поступило АО "Портпак", скупившее долги ООО "Локремсервис групп" (между сторонами прослеживается косвенная и опосредованная связь в СПАРК) на сумму 11,7 млн рублей и тут же их списавшее. При этом компания–должник обязалась выплатить в рассрочку за полгода задолженность по налогам на 108 тыс. рублей.
А вот ООО "Нефтебаза Гарант", которому задолжало ООО "Трейд лайн", согласилось погасить за должника недоимку перед бюджетом 56 тыс. рублей, после чего простило ему долг 1,6 млн рублей в обмен на права требования к его бенефициарам, привлеченным к субсидиарной ответственности.
Немного иначе поступил киришский бизнесмен Андрей Бундин: он выкупил у Сбербанка обеспеченные залогом права требования к киришскому же ООО "Беларт" (есть косвенные связи в СПАРК) на 24 млн рублей, после чего дал должнику беспроцентную двухлетнюю рассрочку на полное погашение долга.
Лучше, чем ничего
Практика использования должниками банкротства для снижения долговой нагрузки нашла проявление еще в одном кейсе: ООО "Партнер центр–СЗ", выкупив у банка "Санкт–Петербург" залоговое право требования к своей родственной фирме "Балтпро" на 78 млн рублей, сразу списало почти 52% долга, а на остаток дало 5–летнюю рассрочку под 10% годовых. По мнению экспертов, скорее всего, сумма списания коррелирует с суммой дисконта, предоставленного банком в договоре цессии.
В делах о банкротстве граждан банки вообще проявляют большую гибкость в мировых соглашениях. Так, банк "Уралсиб", будучи единственным кредитором гражданина–банкрота Ксяина Мамина, чтобы не потерять все, простил проценты и дал бесплатную рассрочку на 9 месяцев для погашения долга 540 тыс. рублей.