Северная верфь объявила запрос предложений на выполнение работ по первому этапу усеченного проекта модернизации судозавода. Начальная цена контракта 6,3 млрд рублей. А общая стоимость модернизации урезана в 1,5 раза, до 20 млрд рублей.
Судостроительный завод "Северная верфь" (входит в АО "Объединенная судостроительная корпорация", ОСК) объявил запрос предложений на работы по первому этапу модернизации производственных мощностей. Начальная цена договора — 6,3 млрд рублей. Общая стоимость модернизации сокращена в 1,5 раза, до 20 млрд. рублей.
Первый этап предусматривает реконструкцию западного причала Северной верфи, строительство стапельной площадки с эллингом. Кроме этого, предполагается возвести новые производственные и вспомогательные здания, объекты энергетической инфраструктуры. А также обновить краны, чтобы собирать корпуса кораблей длиной до 250 метров и весом до 25 тыс. тонн. Пока верфь не может сваривать корпуса длиннее 170 м и спускать на воду корабли тяжелее 10 тыс. тонн.
Заявки от потенциальных строителей принимаются до 10 апреля, подведение итогов намечено на 20 апреля 2017 года. Все работы планируется завершить в декабре 2018 года.
Как ранее писал "ДП", летом 2016 года Северная верфь отменила результаты предыдущего конкурса на первый этап модернизации стоимостью 1,35 млрд рублей. Он предполагал реконструкцию западного причала верфи. А вся модернизация должна была завершиться к 2024 году запуском в эксплуатацию крытого сухого дока для строительства крупнотоннажных судов, в частности новейшего российского эсминца проекта 23560 "Лидер", длиной 200 метров и водоизмещением 17 тыс. тонн. Общая стоимость этого проекта превышала 30 млрд рублей. Таких денег ни у верфи, ни у головной компании (ОСК) не нашлось. Поэтому решили отказаться от сухого дока, чтобы сократить капитальные затраты.
Игорь Пономарев, временно исполняющий обязанности гендиректора Северной верфи, вице-президент ОСК по военному кораблестроению, пояснил, что планы по модернизации предприятия скорректированы — вместо сухого дока будет построена стапельная плита и эллинг. "Это будет дешевле примерно в полтора раза, чем планировалось", — уточнил Игорь Пономарев.
Пока остается нерешенным один из главных вопросов многомиллиардной модернизации верфи — это окупаемость проекта. Основную загрузку верфи дают военные заказы. Ее портфель оценивается в 151 млрд рублей. Но из-за проблем с поставками импортных комплектующих строительство некоторых военных приостановлено. Гражданских заказов у верфи нет. Но Игорь Пономарев, возглавивший верфь в феврале 2017 года, рассчитывает довести долю гражданских заказов до 30%.
По словам Пономарева, сейчас ведутся переговоры с заказчиками рыбопромысловых судов, но он не уточнил с кем. В августе 2016 года пресс-служба Северной верфи сообщила, что карельская рыболовецкая компания "Вирма" и Союз рыболовецких колхозов Архангельской области заключили с судозаводом договоры о намерениях серийного строительства рыбопромысловых судов ярусного способа лова по проекту ST–155L норвежской компании Skipsteknisk. "Потребуется 3-4 месяца, чтобы выйти на конкретные заказы", — заявляет Пономарев.
Кроме этого, эксперты судостроения критикуют идею модернизации Северной верфи по техническим соображениям. "Северная верфь прекрасно строит корабли водоизмещением до 10 тыс. тонн — это ее специализация, и не надо уводить судозавод в крупнотоннажное судостроение. Так как потом придется решать серьезные проблемы с выводом крупнотоннажных судов по фарватеру. Еще в советские годы ученые и власти сошлись во мнении, что целесообразнее всего строить крупнотоннажную верфь в Кронштадте — как площадку Адмиралтейских верфей. А потом в долгосрочной перспективе перевести на эту площадку и сами Адмиралтейские верфи", — заявлял ранее "ДП" инженер–строитель Владимир Березницкий.