После банкротства провалившей крупнейшие городские стройки компании "Мостострой №6" структуры миллиардера Игоря Минакова пытаются вернуть доверие Смольного, вкладывая сотни миллионов рублей в социально ответственный бизнес — развитие государственных бань и спортивные объекты.
Структуры миллиардера Игоря Минакова (активы оцениваются в 16,7 млрд рублей, по данным рейтинга миллиардеров "Делового Петербурга"), похоже, пытаются вернуть доверие Смольного после банкротства стратегически важной для города компании "Мостострой № 6", которая провалила многомиллиардные дорожные стройки в Петербурге. Теперь фирмы, принадлежащие родственнице Игоря Минакова Анне Персияновой и его доверенному лицу Валерию Ларькину, совладельцу Санкт–Петербургской ритуальной компании, вкладывают более 500 млн рублей в социальные объекты — банные и спортивные комплексы.
Пошли в баню
Как выяснил "ДП", компании, близкие к Игорю Минакову, получили в прямое управление пять крупнейших городских банных комплексов — на ул. Шкапина, ул. Ольги Форш, Воронежской ул., Приморском и Ярославском пр.
В комитете имущественных отношений (КИО) не смогли оперативно прокомментировать схему, по которой государственные бани передают в управление коммерческим фирмам.
Но, по данным из СПАРК и распоряжений на сайте Смольного, схема такова. В ведении Смольного находится десяток бань. Все они принадлежат ОАО, в советы директоров которых входят сотрудники КИО. Помимо пяти упомянутых выше бань это также комплексы на Чкаловском и Московском пр., 2–й Комсомольской ул. и 17–й линии Васильевского острова, ул. Красного Текстильщика и другие. Поскольку банные комплексы были в плачевном состоянии, к их реновации привлекли инвесторов, которые вложили по 70–130 млн рублей в каждую баню. Взамен они получили право эксплуатировать обновленные комплексы.
Среди бань, попавших в управление структур Игоря Минакова, наиболее интересна судьба Балтийских бань на ул. Шкапина. Этим комплексом управляет компания "Посейдон", которая принадлежит Валерию Ларькину (30%) и Анне Персияновой (70%). Государственное ОАО, руководившее банями от лица Смольного, недавно преобразовали в фирму "Авенариум+". После ребрендинга компании поручили непрофильный проект — строительство детского лагеря на Парковой ул. в Сестрорецке на 1,4 га бывших земель Минобороны. При этом "Авенариум+" выделили из бюджета города 20 млн рублей на работы и 70 млн на проектирование лагеря.
Стоимость строительства лагеря составляет около 700 млн рублей (по оценке "Сити 78 Загородная недвижимость"). Предполагается, что как минимум 50% стоимости компания привлечет в качестве инвестиций. Взамен инвестор получит право аренды на 10–15 лет, но без возможности приватизации. Однако в самом "Авенариум+" ничего не знают о возложенной на их плечи ответственности, а по телефону фирмы отвечает бухгалтерия Балтийских бань и управляющая ими компания "Посейдон".
Родственнице Игоря Минакова Анне Персияновой также принадлежит фирма "Водопад", которая обслуживает работу бань на ул. Ольги Форш. У компании общий гендиректор с ОАО "Нега", управляющим еще одной баней — на Приморском пр. По такой цепочке структуры, близкие Игорю Минакову, управляют и другими банями.
Сложный участок
Впрочем, ждать сверхприбылей от нового бизнеса Игорю Минакову, по–видимому, не приходится. Как рассказал "ДП" руководитель одной из государственных бань, их заполняемость составляет около 40%, а детей и пожилых людей нужно обслуживать по льготным тарифам, так что назвать бизнес рентабельным сложно. Годовой оборот инвесторов, управляющих городскими банями, составляет в лучшем случае 60 млн рублей, по данным СПАРК.
Старым баням сложно выдерживать конкуренцию с частными заведениями, и они закрываются. В городе около 100 оздоровительных комплексов с бассейнами, спа, саунами и парными. Объем этого рынка составляет более 1 млрд рублей.
К тому же спрос на услуги бань, по данным "Петростата", падает, например, в начале года он сократился на 2,5%. К слову, спрос на ритуальные услуги, которыми тоже занимаются структуры Игоря Минакова, за тот же период упал на 6,2%.
Впрочем, бани — не единственный социальный объект, который взялись реанимировать структуры Игоря Минакова. Компания "Лидер", совладельцем которой является Валерий Ларькин, будет строить спортивный комплекс на участке 4,3 га на Светлановском пр. Объем инвестиций в этот проект составит около 500 млн рублей (по оценке Becar Asset Management Group). Стоимость годовой аренды участка для "Лидера" составит 2,4 млн рублей.
Искусство быть полезным
Помимо участия в городских социальных стройках Игорь Минаков активно занимается благотворительностью и меценатской деятельностью. Многочисленным благотворительным проектам под его эгидой посвящен его именной сайт.
Умение помогать чиновникам и встраиваться в окологосударственные структуры не раз служило хорошую службу Игорю Минакову. В 1990–е тот же Валерий Ларькин возглавил ГУП "Ритуальные услуги", управлявшее тогда всеми городскими кладбищами, что и положило начало этому — одному из ключевых — сегменту бизнес–империи.
В конце 1990–х сам Игорь Минаков возглавил службу безопасности "Ленэнерго", что отнюдь не помешало ему, работая с должниками сетевой организации, получить под контроль земельные участки и здания, раньше принадлежавшие этим (как правило, государственным) должникам.
В нулевые годы его соратники (Михаил Загородников, Валерий Минкин и другие) защитили диссертации и вошли в советы директоров многих промышленных НИИ (Курчатовский институт, "Гранит Электрон", "Океанприбор", "Морское оружие — Гидроприбор" и другие). А топ–менеджер Андрей Баудис (сейчас он возглавляет банкротящийся "Мостострой № 6") даже какое–то время проработал проректором Санкт–Петербургского государственного морского технического университета.
Зато работа на ниве инфраструктурного строительства у Игоря Минакова не удалась. "Мостострой № 6" до 2015 года был одним из крупнейших генподрядчиков комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) с оборотом более 12 млрд рублей в год. Однако в 2015 году компания сорвала сроки исполнения четырех госконтрактов стоимостью 10 млрд рублей и закончила год с чистым убытком 4 млрд рублей. В 2016 году компания начала банкротиться. Сейчас самые крупные из ее недостроев завершают компании "А–Проект" и "Геоизол".
“
Я купил Казачьи бани в 2002 году с городского аукциона — родственник там работал и попросил. Он давно там не работает, а это бремя с тех пор так на мне и висит. Оборотов хватает только на зарплаты. Здание историческое, спроектированное специально как баня. Его не снести и ни во что не переделать. А состояние такое, что в реконструкцию нужно вкладывать такие деньги, что при сохранении функции они не окупятся никогда. Я к такому не готов. Мне бы город предложил — я бы не глядя на что–нибудь махнулся. Или в управление кому–нибудь отдал, кому надо.
Александр Шестаков
владелец Первой мебельной фабрики
“
Когда "Мостострой №6" обанкротился, мы вели переговоры о приобретении компании, но не смогли договориться об условиях сделки, которые устраивали бы все стороны. У компании были слишком большие долги, проблемные объекты. На мой взгляд, структуры Игоря Минакова получили огромный кредит доверия в виде многомиллиардных авансов для "Мостостроя № 6". Поскольку доверие оправдано не было, теперь миллиардеру следует возвращать аванс. Что бывает с теми, кто этого не делает, мы можем наблюдать на примере Дмитрия Михальченко ("Форум") и Виктора Кудрина ("ГСК").
Темур Псутури
владелец ООО "Строй–инвест"