Северная верфь показала рекордный убыток пятилетки и падение выручки на 26%. Обороты крупнейших верфей Петербурга пошли на убыль из-за сокращения гособоронзаказа.
Судостроительный завод
"
Северная верфь
", входящий в АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК), получил рекордный убыток за последнюю пятилетку — 1,8 млрд рублей, следует из опубликованной предприятием финансовой отчетности за 2016 год. Выручка верфи сократилась на 26%, до 13,6 млрд рублей.
Не помогли предприятию даже экспортные контракты с Алжиром на строительство корветов, хотя благодаря им верфь по итогам 2015-го впервые за долгие годы получила 117 млн рублей чистой прибыли. Тогда на предприятии пояснили, что прибыль возникла из-за девальвации национальной валюты.
Динамику финансовых результатов за 2016 год Северная верфь комментировать отказались, отметив, что завод разрабатывает антикризисный план.
Людей не тронем
В планах верфи оптимизировать организационную структуру, сократить фонд оплаты труда. "Людей сокращать не будем, уберем ряд должностей. Например, если человек был заместителем, переведем его специалистом. Наверно, кому-то придется согласиться с понижением зарплаты", — заявил Игорь Пономарев, возглавивший предприятие в феврале этого года.
Никаких конкретных цифр глава верфи не назвал, сославшись на то, что ОСК пока еще не утвердила новую структуру. Совет директоров ее может принять через месяц. "Но в целом уже понятно. Будем менять систему управления, чтобы исключить лишние промежуточные звенья. Будем стремиться, чтобы основных производственных рабочих стало 40% от общей численности персонала. А сейчас перекос в сторону специалистов, не участвующих в основном производстве. Мы хотим сократить непроизводственные расходы", — поясняет Игорь Пономарев.
Верфи считают выручку методом "по мере готовности", то есть по завершении каждого этапа строительства корабля, объясняют судостроители. Поэтому одна из главных причин резкого падения оборотов Северной верфи в том, что она слишком долго строит корабли для Военно-морского флота РФ. Например, судозавод неоднократно переносил сроки сдачи головного фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков", заложенного еще в феврале 2006 года. Не получилось передать корабль флоту и в прошлом году. На предприятии перенос сроков объясняют тем, что поставщики несвоевременно выполняют свои обязательства. Например, некоторые виды вооружений на корабле — это новые разработки, и они не прошли еще полноценных испытаний, поэтому флот их не принимает.
Возникают проблемы и с проектировщиками, добавляют на Северной верфи. Например, строительство вспомогательного судна "Эльбрус" задерживается из-за проблем в проекте.
При этом новых заказов (а значит, и авансов) от Минобороны верфь получает мало, а гражданских заказов и вовсе нет. Последний военный заказ (на строительство корвета за 22 млрд рублей) верфь получила в октябре 2016 года. А до этого 1,5 года ей не поступало заказов.
Госпрограмма вооружений сокращается
Сокращение оборотов — это общий тренд для отрасли. Так, крупнейший петербургский судозавод, строящий неатомные подводные лодки для ВМФ РФ и иностранных заказчиков — ПАО "Адмиралтейские верфи" — впервые за последние 5 лет констатирует сокращение доходов. Его выручка за прошлый год упала на 361 млн рублей, до 44,9 млрд рублей.
Судостроение — это ключевая отрасль военной индустрии города, и сокращение гособоронзаказа в судостроении приведет к тому, что обороты городского оборонно-промышленного комплекса могут сократиться в ближайшие 5 лет на 20%, говорил ранее "ДП" Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям.
"Сейчас разрабатывается новая программа вооружений, она проходит согласование. Параметры ее изучает ВМФ РФ. Президент страны поставил задачу завершить разработку программы до майских праздников. Из-за сложной финансовой обстановки верховный главнокомандующий заявил, чтобы мы не думали о заказах Минобороны. Не сомневаюсь, что сокращения будут", — говорит источник в ОСК.