Cогласно святцам любого современного балетомана, молиться положено на каждую труппу, заявленную в афише 16–го фестиваля балета Dance Open. Все имена славны не только "у них там", но и у нас здесь. Всех мы так или иначе видели, знаем, чего от них ожидать, но оттого лишь с усиленным трепетом ожидаем. Положение дел немного опасное, примерно как с концертами любимых рок–групп: на каждый идешь якобы ради новых песен, на деле пляшешь под старые добрые хиты, а потом уходишь с осадком в душе, если милые сердцу кумиры, не дай бог, сами себя не переплюнули.
Все же аудитории фестиваля художественное похмелье вряд ли грозит. В "хит–параде" Dance Open горят не только костры амбиций (о, конечно, высоких и творческих), но и сигнальные огни, указывающие на всякие любопытные сплетения и разветвления между фестивальными спектаклями. Пути, по которым развивается современный танец, неисповедимы, но связаны. Вот за этими связями и стоит последить.
У танцевальной компании "Батшева" в Петербурге уже образовался целый фан–клуб. Израильтяне вызвали фурор в 2013–м в Мариинке, опусы их худрука Охада Наарина в стиле "гага" проповедовала Диана Вишнева. 15 апреля в Александринском театре молодежная труппа "Батшева" (не менее достопочтенная, нежели основная) покажет прямо–таки манифест своего буйного стиля — спектакль 2001 года "Вирус Наарина". В этой танцевальной адаптации пьесы Петера Хандке "Оскорбление публики" нет ни сюжета, ни даже персонажей. Зато на сцене есть грифельная доска — подручное средство то ли математиков, то ли граффитистов. И есть арабская традиционная музыка в живом исполнении, под которую артисты труппы особенно энергично пишут и рисуют.
В рифму арабским барабанам 19 апреля прозвучат иранские традиционные ударные — неожиданно — в постановке шекспировской "Бури" в исполнении Национального балета Польши. С коллективом мы знакомились еще в 2010–м, спустя год после того, как его возглавил и фактически создал заново Кшиштоф Пастор — хореограф, известный по многолетней работе в Dutch National Ballet. Для голландцев он и поставил свою "Бурю", смешав в ней суфийские юбки и видеоарт Ширин Нешат с Генри Перселлом и связно оттанцованной историей. Перенос спектакля на польскую сцену состоялся совсем недавно, в 2016–м: свежо предание, и вериться в него будет легко.
Голландский ответ польскому Пастору — это, конечно, визит первой труппы NDT (21–22 апреля). Звезд из Гааги представлять петербургскому зрителю не надо, его ведущих хореографов — Пола Лайтфута и Соль Леон — тоже. Их одноактные трактаты 2005–2006 годов о любви и одиночестве на музыку Филипа Гласса "Дотянуться до звезд" и "Немое пространство" (как, пожалуй, и одноактовка Марко Гёке на музыку американской рок–героини Патти Смит) лишь условно относятся к сфере чистого танца. Микросюжеты балетов Лайтфута — Леон всегда читаются "на раз", а вечные истории, которые они рассказывают, знает каждый — переживал на собственном жизненном опыте.
Ровно так же, с детства, всем известны и сюжеты двух российских балетов фестиваля. Гастроли Пермской и Екатеринбургской трупп продолжают излюбленную тему Dance Open — "Наши в другом городе". Худрук Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко начинал как балетмейстер в Мариинском театре со Стравинского, Десятникова и хип–хопа. Свою пермскую "Золушку" на гастроли вывозит впервые (17 апреля). Канонический сюжет прокофьевского шедевра он как минимум удвоил — оттепелью 1957 года, происками кагэбэшников, соло министра культуры на столе и прогулкой состарившихся ссыльных танцоров по заснеженной Перми в валенках.
Вячеслав Самодуров — выпускник Вагановки и премьер Мариинки, дебютировавший как хореограф в Лондоне и нашем Михайловском театре в 2009–2010–м, — поставил в Екатеринбургском театре оперы и балета совсем–совсем новый, да еще и детский, спектакль. Впрочем, умножать смыслы "Снежной королевы" Андерсена не стал: ни музыка москвича–эстрадника Артема Васильева, ни сценография с костюмами, ни танцевальные решения нисколько не напоминают о сложных мирах танца модерн. В сопоставлении с соседями по фестивалю этот классический драмбалет должен прозвучать особенно ярким диссонансом (13 апреля).