Рынок DIY сокращается последние несколько лет. В этом году ретейлеры роста не ждут, но надеются, что рынок начнет восстанавливаться в 2018 году.
Рынок DIY (товары для дома и ремонта) сокращается последние несколько лет. По данным агентства INFOLine, его оборот в России в 2015 году уменьшился на 4,89%, до 1,46 трлн рублей, снижение по итогам 2016 года — почти 9%. В Москве падение в прошлом году составило 7%, а в Петербурге — 11%.
Несмотря на общую плачевную ситуацию, ряд игроков смогли увеличить выручку. По итогам 2016 года суммарная выручка СТД "Петрович" в ЦФО и СЗФО выросла на 19% и составила 31,3 млрд. рублей (без НДС), что позволило ретейлеру войти в тройку лидеров российского рынка DIY. У финской "К–рауты" результаты чуть похуже — прирост оборота сети в прошлом году был менее 10%. В этом году компания открыла магазин в районе станции метро "Парнас" и продолжает поиск помещений под строительные гипермаркеты. Продажи в сети магазинов "Максидом" выросли на 11%.
Рекордсменом по темпам роста в стране стал лидер рынка — французская Leroy Merlin. В конце декабря гендиректор ретейлера в России заявил, что за 2016 год выручка сети в России составит около 185 млрд рублей. По оценке INFOLine, эта цифра означает рост выручки на 27%. Но в целом ретейлеры скорого восстановления рынка не ожидают.
Роста не предвидится
"Мы пока не видим повода для оптимизма. Рынок DIY стагнирует. Колебания в виде роста продаж интерьерных товаров и падения общестроительных настолько незначительны, что укладываются в статистическую погрешность", — убеждена член совета директоров торговой сети "Максидом" Мария Евневич.
По мнению игроков рынка, уход старейшей розничной компании "Метрика" не оказал существенного влияния на показатели конкурентов, которые поделили ее долю рынка.
О схожих тенденциях говорит Артем Тараев, генеральный директор "К–рауты": "Настроение покупателей немного улучшилось, но мы не ждем резкого или значительного роста спроса на рынке DIY, так как товары для ремонта и обустройства дома не входят в повседневную потребительскую корзину".
"Потенциал у рынка DIY огромный, поскольку в течение нескольких последних лет ремонт в квартире является одной из самых планируемых трат россиян на ближайший год", — указывают в СТД "Петрович".
Однако в компании считают, что говорить о восстановлении рынка нужно с осторожностью, так как потребительский спрос снизился во всех сферах ретейла, и реальные доходы населения падают второй год подряд".
В сети "220 Вольт" восстановления рынка ожидают при условии, что продолжится сдержанный рост курса рубля.
А вот растущий на 5% рынок нового жилья пока не стал драйвером роста для петербургского рынка DIY, так как петербуржцы предпочитают покупать квартиры с полной отделкой. В прошлом году, по данным КЦ "Петербургская недвижимость", в Петербурге было введено в эксплуатацию 2,92 млн м2 жилья, а с учетом соседних районов Ленобласти — 4,5 млн м2. Продано, соответственно, 2,66 млн м2 жилья и 4,14 млн м2 с учетом Ленобласти, что на 15 и 9,5% больше объемов 2015 года. При этом 70% квартир сдаются с отделкой.
Петербуржцы очень осторожны в своих тратах, считают ретейлеры. С другой стороны, в прошлом году многие вместо поездок за рубеж занялись ремонтом квартир и обустройством дач. На фоне дачного бума розничные сети увеличивали садовый ассортимент. "Мы ждем, что позитивный тренд себя проявит в начинающемся дачном сезоне", — говорит Артем Тараев.
Спасение в онлайне
Драйвером роста DIY сети единодушно называют повышенный интерес к интернет–витринам магазина. "Чтобы выжить на рынке, нужно соответствовать современным тенденциям: не просто интернет–магазин, а омниканальная торговля", — говорит Мария Евневич.
"В I квартале 2017 года время пребывания покупателей на сайте "К–рауты" и количество просмотренных страниц увеличилось в 2 раза по сравнению с IV кварталом прошлого года. Пока нельзя говорить о том, что доля этих продаж в общей структуре результатов компании существенна, тем не менее мы верим в потенциал Интернета", — отмечает Артем Тараев. Доля продаж через Интернет в "220 Вольт" сегодня составляет 25%. Компания не стремится увеличивать долю интернет–продаж, потому что для многих посетителей сайта интернет–магазин — это онлайн–витрина обычных, офлайновых магазинов, поясняют в компании.
“
В 2016 году мы выросли в СЗФО на 8%, что выше рынка на 19%. Особой популярностью в СПб пользуются сухие строительные смеси, цемент, песок, а также у нас заметно выросли продажи отделочных материалов. Доли крупных и успешных игроков в Петербурге растут за счет ухода с рынка более слабых. В "Петровиче" в 2015–2016 годах наблюдался заметный приток новых покупателей за счет эффективной маркетинговой кампании, развития сервисов и улучшения ассортимента. В Петербурге конкуренция выше, чем в Москве, потому что магазинов DIY на душу населения больше. При этом средний чек в Петербурге примерно на 20% ниже, чем в столице.
Евгений Мовчан
генеральный директор СТД "Петрович"
“
Сегодня на петербургском рынке продолжает расти "Петрович", отвоевывая долю в hard–DIY у других игроков. В отделочных материалах никто не сможет спорить с "Леруа Мерлен", которая, открывая магазин за магазином, заставит других игроков рынка "нишеваться", возможно, самим завозить уникальные товары и создавать СТМ. Мы продолжаем активно развивать франшизу — наше главное направление. К нашему огромному удивлению, в настоящее время она стала больше востребована, потому что небольшие предприниматели, у которых есть магазины, хотят уйти "под крышу" и чувствовать себя стабильно.
Алексей Федоров
управляющий партнер ГК "220 Вольт"