Как стало известно "ДП", петербургские владельцы временных торговых павильонов готовят обращение в прокуратуру, оспаривая запрет Смольного на сдачу ларьков в субаренду.
В Петербурге более 8 тыс. временных торговых объектов, и, по данным экспертов, в 90% из них места сдаются в субаренду. Верховный суд РФ еще в июле 2016 года принял прецедентное апелляционное определение по использованию ларьков для сдачи в субаренду: он разрешил субаренду воронежскому предпринимателю.
В феврале 2017 года Омский областной суд также удовлетворил требования прокурора, признав незаконными нормы, запрещающие осуществлять третьим лицам торговую деятельность с использованием нестационарного торгового объекта.
По закону Петербурга сдача в субаренду торговых павильонов, размещенных на участках под временную торговлю, запрещена. Эту норму, отраженную в типовом договоре на аренду участка, неоднократно разъясняли руководители городского комитета имущественных отношений (КИО). Сегодня субаренда в Петербурге может стать основанием расторжения договора.
Разные виды
Предприниматели давно настаивают на том, что бизнес по оформлению земельных участков, как то: участие в аукционе, согласования в ведомствах и комитетах, строительство и эксплуатация торговых павильонов — это один вид деятельности и большинство малых торговцев не в состоянии разобраться в хитросплетениях петербургского порядка получения земельных участков и строительства на них временных объектов, поэтому даже не возьмутся за это, а сама торговля — другой вид деятельности. "Хотя бы потому, что большинство малых бизнесменов плохо говорят по–русски, — рассуждает Юрий Рагулин, совладелец сети из 30 торговых павильонов, — но они прекрасно разбираются в торговле, например, фруктами. Для них оформить согласование с ГУИОН или подготовиться к участию в электронном аукционе — это космос". Как рассказывал "ДП" владелец сети фруктовых лавок Ашот Эфендиев, если в торговом павильоне торговать только, например, фруктами и овощами, это будет, во–первых, нерентабельно, а во–вторых, неинтересно для покупателя.
"Поэтому мы ищем партнеров, для того чтобы заполнить торговое пространство магазина (он, как правило, не менее 150 м2) и другими видами товаров", — подчеркнул Ашот Эфендиев.
Лебедь, рак и щука
"Власть не обращает внимания ни на федеральные законы, ни на позицию государства в вопросах поддержки малого бизнеса в России, — полагает Юрий Рагулин, — уже есть решение Верховного суда РФ. Что же еще нужно, чтобы изменилась позиция петербургских властей?"
Предприниматель рассказал "ДП", что сейчас группа владельцев временных торговых павильонов готовит коллективное обращение в прокуратуру города по двум вопросам: запрет сдачи в субаренду и исключение участков из схемы размещения. В апреле планируется начать исключение очередных 560 объектов, которые выводятся из городской схемы размещения. Судьбу каждого ларька будут обсуждать на комиссии при КРППР, который ответствен за обновление схемы размещения.
Еще летом 2016 года заместитель председателя КИО Александр Герман пояснял, что государство само может быть арендатором участков и раздавать торговцам готовые ларьки и торговые места в городских павильонах, этот опыт был изучен КИО в Москве. И, таким образом, постепенно ликвидировать класс "ларечных лендлордов".
"Но я ничем незаконным не занимаюсь, — говорит Юрий Рагулин, — у нас 3 месяца идет торговля мороженым, а остальные месяцы я сдаю торговые места по 15–20 тыс. рублей за место площадью 7 м2 в месяц. А недавно на аукционе киоск 20 м2 победитель получил за 30 млн рублей на 5 лет. Это значит, за 500 тыс. рублей в месяц. Как вы думаете, он заплатит?"