Петербуржец Андрей Джало (32 года) умеет избавлять от головной боли хозяев квартир бизнес–класса. За его услугами "ремонт под ключ" обращаются предприниматели Петербурга и Москвы. Оборот компании Le Kvartir в 2016 году составил 25 млн рублей.
"Первый предпринимательский опыт случился у меня в 12 лет, — смеется Андрей. — Я сделал все по науке: инвестировал карманные деньги в пачку сигарет, выменял сигареты на корюшку у рыбаков в Сестрорецке и вернул деньги, продав часть рыбы у входа в продуктовый магазин. Остальную корюшку в качестве прибыли гордо принес домой".
Первое юрлицо Андрей зарегистрировал в 2005 году. Это была небольшая фирма, предоставляющая услуги аутсорсинга IT–специалистов. Чуть позже фирма стала поставлять компьютерное оборудование для офисов, перекупая его у местных дистрибьюторов. Компания просуществовала чуть более 2 лет.
"Окна моего офиса были ровно напротив площадки тогда еще зарождавшегося "Юлмарта", — вспоминает бизнесмен. — То, как быстро росла эта компания, очень вдохновляло меня и заставляло задумываться о своем росте. Однажды я понял, что хочу заниматься бизнесом под ключ: я еще не знал, что буду упаковывать, но понимал, что аутсорс IT–отдела мне уже надоел".
В 2008 году появилась компания Le Kvartir, предоставляющая услуги дизайна и ремонта под ключ квартир и офисов. Сначала работала в Петербурге, а спустя несколько лет вышла и на московский рынок. Первый заказ пришел через знакомых, когда предыдущая компания Андрея еще работала. "Это был офис площадью 400 м2 на Марата, — вспоминает предприниматель. — В то время было легко договориться об авансах. Поэтому мы взяли аванс где–то 30%, начали с дизайна и перепланировки, а закончили ремонтом под ключ и поставкой компьютерной техники".
За что стоит браться
Свой первый ремонт новорожденная компания выполнила за 2 месяца. Относительно легкому старту способствовали: деньги от предыдущего бизнеса, наличие офиса, опыт ремонтных работ, организаторские способности и широкий круг знакомых, в том числе дизайнеров. "Денег мы тогда практически не заработали, но получили опыт и понимание, что — да, у нас точно получится", — говорит Андрей.
Постепенно к ремонту офисов добавился ремонт квартир: одно время фирма специализировалась на дизайне и ремонте студий, но впоследствии переориентировалась на ремонт помещений бизнес–класса и выше.
"С клиентами экономсегмента бесполезно спорить: они найдут своих мастеров на Avito или сайте "Ремонтник", которые сделают то, что им надо, за деньги, которые у них есть, — объясняет Андрей. — Работать с ними сегодня, тем более под ключ, нерентабельно: выгодны лишь отдельные позиции, например укладка ламината или сантехнические работы".
Сейчас основная часть клиентов Le Kvartir — петербургские и московские бизнесмены, а также инвесторы из регионов, которые вкладывают деньги в недвижимость в большом городе. "У нас в клиентах люди, которых я не могу называть вслух. Им интересен не процесс, а результат: быстрый и качественный. А мы снимаем с них эту головную боль", — объясняет Андрей. По его мнению, в таком бизнесе реклама в соцсетях не работает: клиенты приходят через рекламу в поисковиках и сарафанное радио.
Около 80% заказов приходится на ремонт квартир, 20% — на ремонт офисов. По словам Андрея, хорошей на таком рынке считается рентабельность 20–30% в зависимости от характеристик ремонтируемого объекта. "Мы беремся за квартиры и среднего класса, но они должны быть площадью от 50 м2, иначе при нашем уровне сервиса это невыгодно", — объяcняет предприниматель.
Озябший рынок
Российский рынок ремонтно–отделочных услуг (без строительных материалов и мебели) для частных лиц оценивается минимум в 400 млрд рублей в год.
"Строительный рынок стагнирует: и проекты замораживаются, и прослойка бизнес–класса уменьшилась, но ему по–прежнему нужен хороший ремонт, поэтому спрос сильно не уменьшился", — объясняет Андрей. В год компания ремонтирует около 20 квартир и четыре–пять офисов. Оборот компании за 2016 год составил около 25 млн рублей.
"По нашим ощущениям, рынок отделки квартир за последние 3 года сократился на 30%", — говорит Игорь Дьячков, директор компании "Ютта". По словам Кирилла Кима, директора "Ремстарта", рынок Петербурга насчитывает около 200 компаний, оказывающих услуги ремонта квартир и офисов. "Из–за кризиса с рынка ушло примерно 20% компаний, но конкуренция только усилилась, — отмечает Игорь Дьячков. — Компаниям выгоднее делать ремонт под ключ, а не отдельные работы, но рынок комплексного ремонта как раз и пострадал больше всего".