Глава комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев о ежегодном Фестивале света и эффективности работы

Автор фото: Фото предоставлено комитетом по развитию туризма
Автор фото: Фото предоставлено комитетом по развитию туризма

Председатель комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев рассказал "ДП", как ежегодный Фестиваль света из затратного проекта превратится в источник дохода для бюджета. И объяснил, почему самыми прибыльными являются туристы, которые проводят в городе 3 ночи, и как проект "Серебряное ожерелье России" поможет Петербургу привлечь таких гостей.

Фестиваль света, который пройдет в Петербурге в эту субботу, — это уже третье подобное мероприятие в городе. Первый фестиваль состоялся прошлой весной, второй — в ноябре. Мероприятие традиционно проходит в межсезонье?

— Да, в этом году осенний фестиваль пройдет в тех же числах, что и в 2016–м, — 4–5 ноября. Он будет посвящен 100–летию революции, но не в политическом, а в туристическом смысле.
А тематика весеннего светового шоу — современный Петербург. Именно поэтому мы выбрали в качестве места для его проведения новый стадион "Санкт–Петербург–арена", откуда открывается вид на Западный скоростной диаметр. Эти проекты — новая страница в жизни Петербурга. Когда ты смотришь на стадион с Батарейной аллеи, ощущение такое, будто находишься не в городе–музее, а где–то в Токио, наполненном, как известно, ультрасовременными архитектурными сооружениями.
Это главная идея весеннего действа — отразить новое лицо Петербурга. Для этого задействованы современные технологии 3D–mapping (3D–проекция на физический объект с учетом его геометрии и местоположения в пространстве. — Ред.). Более того, мы применяем специальные лампы, выпущенные только в январе 2017 года, которые обеспечивают особый световой эффект. В этом тоже проявляется ультрасовременность предстоящего шоу.
В программе запланированы также фейерверки от разных компаний, которые будут соревноваться друг с другом в красочности действа. По ходу проведения шоу камеры будут выхватывать из толпы отдельные лица зрителей и проецировать их на экран площадью 6 тыс. м2 — это одно из самых больших световых полотен в Европе.

На чей опыт вы ориентировались при подготовке световых шоу?

— На современный европейский опыт. В частности, на опыт французского Лиона, где фестиваль света считается одним из самых посещаемых событий Франции. Кстати, и режиссер нашего осеннего шоу был из Франции.
В некоторой степени мы использовали опыт Арабских Эмиратов, Японии, где также распространены световые шоу.
Технологии постоянно развиваются, все время появляется что–то новое. Одно дело — светить на историческое здание с лепниной, со сложным рисунком фасада. И совсем другое — на современный архитектурный объект вроде нового стадиона, который может служить практически чистым листом.
Вдобавок у этого здания изогнутые формы, что делает задачу еще интереснее. Поэтому для весеннего шоу мы используем почти вчетверо больше техники, чем осенью.

Как вы оцениваете успешность этих фестивалей?

— Они вызвали очень большой интерес: осенний фестиваль за 2 дня посетили свыше 500 тыс. человек, было огромное количество постов в соцсетях — с фото– и видеосъемкой, отзывами, причем не только от российских, но и от зарубежных пользователей. Публикации в прессе, сюжеты на телевидении. В общем, вложив в проведение шоу 50 млн рублей, мы несколько раз окупили это действо за счет бесплатной рекламы.
Наша задача — не просто сделать Фестиваль света самоокупаемым, а добиться, чтобы он приносил прибыль городу. На весеннее шоу мы потратим из городского бюджета 28 млн рублей, а на осеннее мероприятие уже есть заявки от крупных компаний, которые готовы выступить спонсорами. В этом смысле показателен опыт московского ежегодного фестиваля "Круг света", который проводится не первый год и стоит в 12 раз дороже, чем наш осенний. Так вот, он собирает сумасшедший бюджет от спонсоров.
В этом году на наш фестиваль приедет много зарубежных гостей — например, несколько шейхов из Объединенных Арабских Эмиратов. Они не просто хотят посмотреть город и шоу, но и намерены продвигать Петербург и фестиваль в своих странах.
Это одна из туристических задач Петербурга — привлечь искушенных, состоятельных гостей, которые могут себе позволить приехать в город специально на какое–то интересующее их событие. То есть это туристы, которые оставляют в городе максимальное количество денег.

Кстати, о теме продвижения Петербурга на туристическом рынке: что сейчас происходит с проектом "Серебряное ожерелье России" — "младшим братом" советского "Золотого кольца"?

— "Серебряное ожерелье" охватывает 11 городов Северо–Запада России. Это очень хороший проект именно для Петербурга, так как он позволяет сделать наш город воротами в Россию. Для этого у нас есть не только богатая история, архитектура, интересные события, но и транспортная инфраструктура: пассажирский морской порт, аэропорт.
По данным Всемирной туристской организации, оптимальное с точки зрения эффективности число ночей, которые турист проводит в том или ином городе, — три. То есть в первые 3 суток человек тратит в новом городе наибольшее количество денег. Потом он едет в другой город и с тем же рвением тратит деньги там, а его место в Петербурге занимает новый турист, который, в свою очередь, эффективно наполняет наш бюджет следующие 3 суток. Это то, к чему мы стремимся, и "Серебряное ожерелье" нам очень помогает в достижении этой задачи.
Очень эффективно работает оргкомитет этого проекта, который находится в Вологде. Сейчас предлагаются трех– и семидневные туры по "Серебряному ожерелью". Конечно, пока этот проект не имеет такой широкой известности, как "Золотое кольцо", но постепенно новый бренд продвигается.
Уже сформированы маршруты, есть гостиницы для размещения туристов — единовременно "Серебряное ожерелье" может принять около 30 тыс. туристов. Это не много, но проект еще в самом начале пути, он будет развиваться. Есть потребность в строительстве новых гостиниц, и они будут появляться в ответ на рост спроса.

В этом смысле интересна новая для Петербурга инициатива по созданию плавучих отелей.

— Да, мы рассчитываем, что уже в 2018 году откроются первые плавучие гостиницы. Обидно, что в Петербурге, который называют Северной Венецией и морской столицей России, нет такого формата гостиниц, который широко распространен в туристических городах мира.
Это будут не самоходные суда, а понтонные сооружения–отели уровня три–четыре звезды, привязанные к конкретным адресам на Неве в разных частях города. Это не требует таких значительных вложений, как капитальное строительство. При этом гости такого отеля получают прекрасный вид на воду и весь комплекс услуг, доступный в обычном отеле.
Кроме того, этот формат размещения удобен тем, что в случае необходимости можно перебазировать такой отель в то место, где в нем есть потребность. Например, раньше, когда Петербургский международный экономический форум проходил в "Ленэкспо", а не в "ЭкспоФоруме", для размещения гостей фрахтовали суда.
Новые плавучие гостиницы тоже могут выступать в таком качестве для разных мероприятий. Плюс эта инициатива также решает задачу развития внутренних водных путей России.

А не планируется ли с той же целью — развития водных путей — реанимировать проект аквабусов? Несколько лет назад он громко стартовал, а потом тихо умер.

— Я, как человек пришедший из бизнеса, считаю, что если проект экономически неэффективный, то не стоит его развивать. Раз этот проект не выжил, значит, на него не было спроса. Ведь посмотрите: в Петербурге действует множество компаний, предлагающих прогулки по рекам и каналам. Они развиваются без всяких городских программ, так как спрос на их услуги очень велик. Не думаю, что государству стоит пытаться насадить что–то насильно.
Комитет по транспорту идет навстречу бизнесу — в частности, обустраивает городские причалы, где за доступную цену компании могут пришвартовать свои речные суда и организовать движение водного транспорта по расписанию.
Я знаю, что идея возродить советскую систему речных трамвайчиков, которые ходили бы по определенным маршрутам, пользуется популярностью. Но делать это должно не государство, а бизнес. И он эту возможность сейчас получил.
Когда начинался проект аквабусов, предполагалось, что он будет не туристическим, а станет решать некие социальные задачи — перевозки граждан водным транспортом. Но в итоге получилось, что петербуржцы фактически не смогли им пользоваться для этих целей, так как на водных трамвайчиках стали кататься многочисленные гости города. Значит, модель бизнеса была выбрана не совсем удачно.
В других странах есть аналогичные проекты, но социальные задачи они перед собой не ставят. Например, в Венеции ходят большие водные автобусы, проезд в которых стоит недешево, но они всегда заполнены.
Возможно, стоит подумать о дифференцированной плате за пользование водным транспортом — чтобы петербуржцы платили меньше, чем туристы. Ведь туризм должен развиваться на благо жителей города.
Это большая проблема, характерная для всех туристических городов мира, — одновременно сделать город привлекательным для туристов и обеспечить комфортное проживание горожан. Но все же государству не стоит соревноваться с предпринимателями в сфере водных перевозок.

Биография

Андрей" Мушкарев

> Родился в 1979 году в Ленинграде. Окончил ФИНЭК по специальности "мировая экономика и международные отношения".
> Работал в ЗАО "Инфлот ворлдвайд СПб", откуда в 2012 году с поста гендиректора "Инфлот Трэвэл Сервис" ушел в "Международные паромные линии" (бренд ST.PETER LINE).
> В 2016 году принял приглашение возглавить комитет по туризму СПб.


Справка

Комитет" по развитию туризма

> Выделен в самостоятельный комитет из состава комитета по инвестициям в январе 2013 года.
> Первым председателем комитета стал Александр Шапкин — бывший заместитель главы Управления по садоводству и огородничеству при правительстве Петербурга.
> До Андрея Мушкарева пост главы комитета никогда не занимали выходцы из туристического бизнеса.