Строительный рынок Петербурга столкнулся с кризисом доверия. Верить нельзя никому. В принципе никто никому и не верит. Буквально вчера на конференции BestBreakfast руководитель петербургского отделения Colliers International Андрей Косарев заявил, что рынок коммерческой недвижимости вышел из кризиса: вакансия в торговых и офисных комплексах сокращается, а там, глядишь, и арендная ставка начнет расти. И тут вопрос из зала: "А вы про какой, собственно, город рассказываете? Где все это происходит? Мы пока ничего подобного не почувствовали". Но спикер не растерялся и парировал: все, что он сказал, касается удачно расположенных объектов, с хорошей концепцией. А у кого плохо — у того плохо…
Узнать, как поживают петербургские застройщики жилья, тоже проблема. Тут две крайности — в разговорах либо все плохо (власти зажимают, покупателей нет, строить негде да бессмысленно — все равно никто не купит), либо все у нас хорошо, а будет еще лучше… Спрашивается: кому верить? Ответ прост — документам. Но тут тоже не все честно.
Раскрыли на днях ГК "Эталон" и "Группа ЛСР" свою отчетность (деваться им, как публичным девелоперам, некуда — приходится быть открытыми). А там — вжух! — падение продаж на 20%. И прекрасный комментарий от первого лица компании, который сводится к тому, что в этом году продажи все–таки растут и "по итогам года компания способна достигнуть цели по росту стоимости новых контрактов на 20%". Понятно, что обещания никто аудировать не будет… Но все равно, так и хочется крикнуть, как Станиславский: "Не верю!"
Ладно цифры продаж. Но как виртуозно врет реклама застройщиков! Строится, к примеру, дом бизнес–класса рядом с ТЭЦ и железнодорожной станцией. Как его назвать, чтобы продать? Вжух! — и это уже "Дом у прекрасного острова"… А рекламные картинки? Если судить по ним, то весь Петербург — это дремучий лес, вернее, ухоженный регулярный парк…
Любой жилой комплекс обязательно окружен зеленью. А какие рисуют марины и яхты! Забывая, что после запуска ЗСД в Малую Невку вообще мало кто может протиснуться. А цены? Кажется, скоро квартиры будут раздавать бесплатно. Спрашивается: зачем обманывать? Чтобы привлечь звонок в компанию, а потом объяснять людям, что квартира была, но ее уже купили, зато есть в наличии в 2 раза дороже? Знаете, к чему это приводит? К раздражению покупателя и к тому, что средний срок принятия решения о сделке год от года растет. Пока клиент по кругу обзвонит десяток таких компаний, пройдет не один месяц.
Объем вранья зашкаливает. Заказчики врут подрядчикам, подрядчики обманывают заказчиков. Власти закручивают гайки. И врут, что строителей скинуться на стадион деньгами и рабочими руками никто не просил… А стандартная схема работы на господряде? Это же обман на каждом шагу: от "давайте купим подешевле" до "кто теперь будет достраивать". Все врут, а богатеют умные и приближенные.
Лицемерно выглядит и последний тренд от дольщиков: "А давай засудим застройщика — он задержал сдачу дома". И засудят. Правда, пока никого до банкротства не довели… Но это лишь вопрос времени.