За время действия норм о несостоятельности застройщиков в Петербурге по этой специализированной процедуре прошли 20 банкротств строительных компаний с активами на 13 млрд рублей.
Положения закона "О банкротстве (несостоятельности)", регулирующие банкротство застройщиков (параграф 7 закона), вступили в силу в 2015 году. По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ), за время действия этого закона на новые правовые рельсы перешли 20 петербургских компаний–банкротов. Получается менее 10% от общего количества обанкротившихся за это время строительных компаний, что объясняется тем, что далеко не все банкроты имеют в пассивах обязательства перед дольщиками–физлицами.
По уменьшению
Общая сумма активов петербургских застройщиков–банкротов по предбанкротным балансам составляла 12,907 млрд рублей, общая сумма долгов — всего 5,12 млрд. Однако в ходе инвентаризации арбитражные управляющие смогли найти активы лишь на сумму чуть более 1 млрд рублей, а в ходе оценки она уменьшилась и вовсе до 750 млн, так что о полном погашении всех требований речи не шло. Кроме того, в силу закона о банкротстве застройщиков львиную долю реестров кредиторов занимали дольщики с требованиями "в натуре": они претендовали на 360 из почти 900 квартир в строившихся банкротами жилых комплексах. Из них 144 дольщика в трех процедурах получили квартиры прямо в ходе банкротства (дома были достроены под контролем арбитражных управляющих), а 97 дольщиков в трех других процедурах решили передать дома на достройку ЖСК.
Другим повезло меньше: 10 дольщиков ООО "Строительные технологии" были вынуждены перевести свои требования в разряд денежных, так как весь дом на Ярославском пр., 78, был передан на достройку финскому девелоперу Lemminkainen, а 24 дольщика ООО "СТК Полифас", строившего коттеджный поселок "Рай в шалаше" в Сестрорецке, остались без жилья из–за того, что их сделки были оспорены управляющим. Среди пострадавших от собственной недостаточной осмотрительности, в частности, оказалась племянница президента России Вера Путина.
В итоге до конкурсных торгов дошли лишь два банкрота, выручившие на них в общей сумме 73 млн рублей (около 7% от стоимости их активов).
Чтобы хоть как–то компенсировать потери кредиторов, конкурсные управляющие подали 93 ходатайства об оспаривании сделок должников на общую сумму 840 млн рублей. Удовлетворены из них 25, в конкурсные массы возвращены активы (в основном квартиры, проданные перед банкротствами) на общую сумму около 50 млн рублей. Кроме того, управляющие подали шесть ходатайств о привлечении руководителей и владельцев должников к субсидиарной ответственности на общую сумму 1,28 млрд рублей.
Кто в чем лидер
Крупнейшим петербургским застройщиком–банкротом по балансовым активам на сегодня, по данным ЕФРСБ, является УК "Модуль", возводившее дом на ул. Матроса Железняка, 57 (3,2 млрд рублей). Компания задолжала 785 млн рублей, из которых более 600 млн — Сбербанку. Все квартиры (их в доме 461) были розданы дольщикам еще 5 лет назад.
Конкурсный управляющий "Модуля" ходатайствовал о прекращении процедуры: активов у компании нет, попытки оспорить три сделки по их выводу на общую сумму 566 млн рублей (в этом компания тоже лидер рейтинга) не увенчались успехом. Гендиректор компании от субсидиарной ответственности на 844 млн рублей (тоже, кстати, крупнейшей среди петербургских застройщиков) успешно отбился.
Зато банкрот "Невский луч–1", который также продавал квартиры в этом доме, возглавил списки крупнейших должников (850 млн рублей), и он же больше всех выручил на торгах (почти 44 млн).
Крупнейшим банкротом по активам, найденным в ходе инвентаризации, стало ООО "Строительные технологии" (то самое, чей дом достроили финны): даже лишившись объекта, компания обладала активами на 515 млн рублей. Правда, в ходе оценки эта сумма уменьшилась в 10 раз, а торги пока не принесли ни рубля, так что кредиторам получение их 271 млн рублей вряд ли светит. Эта же компания может похвастаться самой дорогой процедурой банкротства застройщика в Петербурге: арбитражные управляющие и привлеченные ими специалисты официально заработали на ней 4,2 млн рублей.
По результатам оценки самым дорогим банкротом стало ЗАО "Росрегионы": его активы (строящийся дом в Шлиссельбурге) были оценены в 268 млн рублей. Это единственный случай, когда оценка оказалась выше, чем цена при инвентаризации (51 млн) и даже чем балансовая стоимость активов (118 млн). Причина проста: дом был достроен в ходе процедуры банкротства.