10:3827 апреля 201710:38
197просмотров
10:3827 апреля 2017
Комитет Госдумы по энергетике предложил освободить от налога на имущество собственников энергоэффективных жилых и нежилых помещений. Полезность этой идеи с точки зрения бюджета сомнительна, но с точки зрения энергосбережения, безусловно, положительна. Насколько положительна — это будет зависеть, как всегда, от нюансов: какими будут критерии энергоэффективности, кто и как часто их будет менять и т. д.
Россия пока отстает по энергоэффективности не только от развитых стран, но и от своих собственных планов. Как отмечал в прошлом году министр энергетики РФ Александр Новак, наша страна в 2015 году по сравнению с 2007–м снизила энергоемкость экономики примерно на 9%, а цель, поставленная президентом РФ, состоит в том, чтобы снизить этот показатель к 2020 году на 40%.
Понятно, что у срыва этих планов есть объективные причины: кризисы 2008–2009 и 2014–2016 годов резко снизили доходы предприятий и их желание инвестировать, в том числе и в энергосбережение. Впрочем, когда выгода от таких инвестиций очевидна, их все–таки делают.
Недавно на форуме "Северное измерение" корреспондент "ДП" спросил Алексея Мордашова, председателя совета директоров ПАО "Северсталь", насколько меры государственной поддержки влияют на желание предприятий инвестировать в энергосбережение. Ответ был ожидаемым: стремление повышать энергоэффективность определяется не столько государственными законами, сколько экономической заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Какое–то влияние государственных правил и законов есть, но оно имеет гораздо более второстепенное значение, чем стремление предприятий снижать свои расходы. "Северсталь", по словам Мордашова, за последние 20 лет вложила в модернизацию производства, в том числе и повышение энергоэффективности, десятки миллионов долларов. Подобные инвестиции делают и конкуренты. И в результате в черной металлургии, в машиностроении и некоторых других сферах материального производства России уровень эффективности если и отстает от ведущих мировых аналогов, то незначительно.
Читайте также:
Энергетика
Как считать энергетическую эффективность
"И это отставание во многом, я бы даже сказал, исключительно продиктовано экономической целесообразностью. То есть мы видим определенный потенциал снижения расхода энергии, но не делаем этого зачастую просто потому, что сравнение инвестиций в снижение потребления энергии с расходами на энергетику не в пользу инвестиций", — подчеркнул глава "Северстали".
Но состояние энергоэффективности в России, по оценке Мордашова, существенно отличается в разных секторах экономики. Если посмотреть на наше коммунальное хозяйство или транспорт, можно увидеть иную картину. По оценке Александра Новака, энергоемкость отечественного производства выше среднемировых уровней в 1,2–2 раза, причем большая часть потенциала сокращения энергопотребления приходится на ЖКХ. Возможно, предложенные депутатами налоговые льготы сдвинут эту ситуацию с мертвой точки.