11:3308 мая 201711:33
43610просмотров
11:3308 мая 2017
В мае 2018 года газета "Деловой Петербург" отметит свое 25-летие. Редакция еженедельно рассказывает о самых интересных событиях, случившихся в городе в те далекие годы, когда Петербург только начинал обретать черты известного нам сегодня мегаполиса и центра деловой жизни. Многие имена и названия компаний, отметившихся на страницах нашей газеты в 1990-х годах, хорошо знакомы и сейчас. Причем не только таким же ветеранам делового Петербурга, как мы, но и новому поколению бизнесменов.
1994 год
В начале мая 1994 года развернулась борьба за петербургский Завод турбинных лопаток. Американский инвестор, фирма Stoomhamer, владевший более чем 30% акций ЗТЛ, пытался консолидировать контрольный пакет за счет покупки на аукционе госпакета в 20%. Но в дело вступили российские финансисты, и американцам пришлось отступить.
К этому времени уже набрала силу "Энергомашиностроительная корпорация" (ЭМК), контролировавшая кроме Ленинградского механического завода в Петербурге несколько крупнейших российских предприятий, а также с десяток банков по всему СНГ. Основатель корпорации – екатеринбуржец Александр Степанов, выходец из местного обкома партии.
Сперва он добился, чтобы крупные российские заводы подписали соглашение о сотрудничестве. Это было необходимо в условиях кризиса неплатежей и отсутствия заказов. А затем так вышло, что это соглашение оформилось в корпорацию, к которой перешли контрольные пакеты акций заводов-гигантов. Именно ЭМК сперва безуспешно мешала Stoomhamer консолидировать блокирующий пакет, а затем добилась крайне жестких условий приватизации госпакета: от будущего покупателя потребовали немедленного инвестирования $26 млн в развитие ЗТЛ. А поскольку Stoomhamer занимался размещением иностранных заказов на и так работающем заводе, и к тому же никаких гарантий защиты инвестиций государство не предлагало, американцы отказались от участия в аукционе. В итоге спустя несколько лет ЭМК получила полный контроль над Заводом турбинных лопаток.
"Энергомашиностроительная корпорация" Александра Степанова в течении 1990-х предпринимала энергичные меры по финансовому оздоровлению российских предприятий, которые недоброжелателям казались откровенным мошенничеством. К примеру, часто использовалась схема создания одноименного юрлица, на которое переводились все ликвидные активы заводов, а старое юрлицо со всеми долгами, в том числе по зарплатам, банкротилось.
Хитрые схемы привели к тому, что созданный корпорацией Энергомашбанк в какой-то момент стал играть против Александра Степанова. К концу 1990-х после долгих тяжб контроль над промышленными активами ЭМК Петербурга перешел к банку. Однако довольно быстро Энергомашбанк схлестнулся за заводы со структурами Интерроса Владимира Потанина и проиграл.
Кстати на той же неделе, в мае 1994 года стало известно о покупке на торгах 20% госпакета судостроительной фирмы "Алмаз". Их купила фирма "Биопроцесс", связанная с Кахой Бендукидзе, к тому времени уже скупившему акции "Уралмаша". В дальнейшем "Уралмаш" вступал в альянс с колпинскими "Ижорскими заводами", а "Объединенные машиностроительные заводы" Кахи Бендукидзе почти объединили еще ряд крупнейших городских предприятий. Но в итоге предприниматель предпочел уехать в Грузию поднимать местную экономику, и его проекты в Петербурге не состоялись.
В мае 1994-го было объявлено об открытии в Петербурге представительства финского концерна Valio. Если за весь 1993 год компания продала в городе 800 тонн молочной продукции, то в 1994-м такой объем разошелся всего за три месяца. Впервые офис в Петербурге Valio открыла еще в 1914 году. В СССР компания поставляла плавленый сыр Viola с 1957 года. Открытие представительства стало новой вехой в сотрудничестве финской компании с Россией. Многие годы она предпочитала загружать свои финские предприятия, и почти вся ее продукция ввозилась через границу. Единственный российский завод Valio в Подмосковье занимался лишь производством сырных "треугольников" и фасовкой и нарезкой твердых сыров. Все изменилось в 2014-м со вводом эмбарго. Пришлось резко наращивать сотрудничество с заводом "Галактика" в Ленинградской области и с другими российскими предприятиями.
Уже в 1994-м начинается становления рынка ипотеки. До этого инфляция не позволяла говорить о сколько-нибудь длительных кредитах для физлиц на такую относительно большую сумму, как стоимость квартиры. Кредиты на квартиру теоретически можно было получить и раньше – примерно под 10-15% в месяц (!). Одним из пионеров в этом деле стала компания "Развитие недвижимости – RBI", которая объединила с десяток крупных риэлторов и взяла кредит на $250 тыс. у петербургского "Астрабанка".
Связываться с физлицами большинство банков не хотело, и массовой эта услуга не была. RBI же предлагала покупателям жилья договариваться о рассрочке не с банками, а с риэлторами, которые куда больше были заинтересованы в сделках Они предлагали при 40% первом взносе рассрочку на год с ежемесячными постоянно снижающимися процентными ставками. В итоге, при стоимости квартиры в $20 тыс. первый взнос составлял $6 тыс, а ежемесячные выплаты сокращались с $2147 в первый месяц до $1248 в последний. Общая переплата при такой схеме составляла $6370, то есть, около 32% в год.
Тогда же впервые зашла речь о массовом использовании банковских пластиковых карт для платежей в магазинах. Одним из пионеров стал Петербургский нефтяной банк. По тем временам его локальная карточная система "Нафто кард" была просто революцией. Работали карточки только в нескольких – "ДП" сообщает о 13 – магазинах и АЗС. Банк бесплатно устанавливал в магазинах оборудование стоимостью $900. Процесс списания денег при покупке происходил, как тогда говорили, в режиме on-line – по специальным каналам связи. И хотя на проведение платежа уходило около минуты, это было большим шагом вперед по сравнению с существующими локальными платежными системами конкурентов. К примеру, Ганзакомбанк и Астробанк предлагали проводить платежи по карточкам методом "прокатки". Перед тем, как принять карту, продавец должен был проверить, нет ли ее в "стоп-листе" банка. Затем связывался с процессинговым центром, чтобы удостовериться в платежеспособности покупателя.
Технология, применяемая в 1994 году "Петербургским нефтяном банком", позволяла говорить о том, чтобы в обозримом будущем начать принимать международные кредитные карты и даже больше – выдавать по своим карточкам наличные через банкоматы!
К сожалению, история пошла другим путем. Спустя всего год Петербургский нефтяной банк был куплен всего за 1 млрд рублей (по актуальному тогда курсу это всего $200 тыс.) банком "Кредит Петербург". Крупнейшим его акционером был московский банк Российский капитал. Глава "Кредит Петербурга" Владимир Ивженко (выходец из банка "Санкт-Петербург") подчеркивал, что покупает конкурента исключительно из-за его карточной системы. Он планировал активно развивать ее и даже выводить на федеральный уровень. Но и этим планам было не суждено сбыться: в октябре 1996 года ЦБ отозвал лицензию "Петербург Кредита", и заниматься карточными проектами стали уже совсем другие люди.
1995 год
В начале мая 1995 г. было объявлено о начале масштабной экспансии в Россию финского концерна Neste. Именно тогда стартовало развитие хорошо известной сегодня сети АЗС. В планах госконцерна было ежегодное строительство 3-5 АЗС в Петербурге до 2000 года, а также строительство за $10 млн терминала для хранения нефтепродуктов.
Компания изначально специализировалась на поставках наиболее дорогих сортов топлива Аи-95 и АИ-98, и к моменту запуска инвестпрограммы уже несколько лет поставляла его петербургским партнёрам. Расчёт Neste на рынок России полностью оправдался. Несмотря на все сложности работы в 1990-х и 2000-х гг., финны закрепились у нас, и сейчас у них около 75 АЗС не только в Петербурге и Ленобласти, но и в соседних регионах.
Примерно в это же время власти Ленобласти подписали предварительное соглашение с канадской компанией Cartier Group о строительстве первой в регионе и стране платной автотрассе – окружной дороге вокруг Выборга. В те годы ехать в Финляндию надо было через центр города. 30-километровый отрезок позволял бы существенно сэкономить время. Плату за проезд планировалось установить в районе $1. Стоимость проекта оценивалась в $60 млн. При планируемом трафике в 7800 машин в сутки окупиться проект должен был больше чем через 20 лет. Серьезность намерений канадской компании была подтверждена на уровне правительства Канады, но с одним условием: половину стоимости должен был внести минтранс России. Как мы сейчас знаем, этот проект не удался, и дорогу в обход Выборга удалось построить без частных инвестиций.
Монополист "
Петербургская телефонная сеть
" в мае 1995 г. заговорила о вводе поминутной тарификации звонков. С советских времен фиксированная абонентская плата была безальтернативной для абонентов. Однако в середине 1990-х резкий рост спроса на городскую телефонию, во-первых, вынудил старое советское предприятие не только развивать сеть, но и модернизировать ее. А во-вторых, пришлось конкурировать с набирающими силу многочисленными частными телекоммуникационными фирмами. И если еще недавно целью существования компании было лишь обеспечение ленинградцев так или иначе работающими телефонами, то теперь речь шла уже развитии ради собственной финансовой устойчивости.
Ведь денег из бюджета "Петербургская телефонная сеть" уже не получала, а прибыльные корпоративные контракты с длинными счетами доставались молодым высокотехнологичным (по тем временам) конкурентам. Кроме собственно "голоса" они предлагали и факсимильную связь, и цифровое качество, и бесперебойную междугороднюю и международные соединения. А вот-вот начнут появляться и первые интернет-провайдеры. Появление этого сегмента ПТС проморгала и многие годы была в позиции сильно отстающего от рынка динозавра. Главное преимущество перед конкурентами у ПТС состояло в наличии собственной канализации, за пользование которой весь город платил монополисту.
Так или иначе, городской телефонный бизнес развивался. ПТС отчиталась в майском номере "ДП" о введении 46 тыс. новых номеров. При том, что в 1992-1994 годах вводилось, соответственно, 11 тыс., 17 тыс. и 25 тыс. новых номеров. Для сравнения, Валерий Яшин, гендиректор ПТС, еще в 1970-е годы занимался строительством городской сети, и тогда речь шла о необходимости подключении 100 тыс. новых номеров в год.
Стоит отметить, что как раз в те годы формировалась, как ее назовут позже, "питерская команда связистов", и Валерий Яшин был важным ее участников. В частности, эта команда запустила один из первых в стране проектов мобильной связи Delta Telecom (ПТС был ее акционером, передав часть оборудования). Позже Валерий Яшин возглавит ОАО "Связьинвест", которое объединит почти все старые телефонные сети в российских регионах. А министром связи станет его давний соратник Владимир Рейман.
В мае 1995 г. было также объявлено о начале проекта фабрики "Светлана" (на Светлановской площади) по производству лазерных компакт-дисков. Эта ультрамодная в те годы технология была предоставлена петербургскому предприятию голландской Philips. Кроме собственно, компакт-дисков специально созданное АО "Светлана-мультимедиа" (100% акций у "Светланы") со штатом в 50 человек, предполагали производить также CD-ROM. Как объяснял "ДП", "лазерные диски для хранения и оперативного доступа к информации при помощи специальной приставки к персональному компьютеру (СВ-ROM drive)". Стоимость проекта исчислялась в немецких марках – DM12 млн (почти $9 млн по актуальному тогда курсу). Деньги дал в кредит пул московских банков во главе с Промстройбанком. Получение кредита журналисты "ДП" связывали с влиянием главы экспертного совета при правительстве РФ Георгия Хижи – по совместительству председателя совета директоров "Светланы".
1996 год
С 1 мая германская авиакомпания
Lufthansa
должна была начать ежедневные рейсы из Берлина в Петербург. Однако столкнулась с серьезными трудностями из-за противодействия местных игроков. Дело в том, что в те годы авиапредприятие "Пулково" кроме аэропорта управляло и одноименной, еще не выделенной в отдельную структуру авиакомпанией. "Пулково" само летало в Берлин и не желало усиления конкурента. Так что оговоренное заранее удобное для Lufthansa дневное время вылетов и прилетов было сдвинуто на вечер. Германские авиаторы узнали об изменениях буквально за сутки до запуска рейсов – 30 апреля. Они были так разочарованы, что пригрозили полностью отменить все планы по шести рейсам Берлин-Петербург в неделю. Ситуацию пришлось разруливать на уровне министерства транспорта. C противодействием "Пулково" при полетах в Петербург сталкивались и российские авиакомпании, к примеру, открытый конфликт годом ранее произошел с "Трансаэро". Авиакомпанию отделили от аэропорта "Пулково" лишь в середине 2000-х. Она вошла в состав ГТК "Россия", которая позже перешла под контроль "Аэрофлота". Сейчас у Петербурга, по сути, нет своей базовой авиакомпании.
К началу мая 1995 г. "
ЛенНИИпроект
" по заказу КГА завершил учет свободных земель Петербурга, годных под жилищное строительство. Таких земель было найдено 7,6 млн м2, причем, к тому времени 1,5 млн м2 уже застраивались жильем.
Предполагалось, что на свободных местах можно построить 23,3 млн м2 квартир. В случае с 1,8 млн м2 речь шла об уплотнении уже сложившихся жилых массивов. Кроме того, в ближайших планах на застройку значились районы Коломяг, Каменки, северо-западной части Приморского района и озера Долгого. Считалось, что там потребуются минимальные затраты на развитие инженерных коммуникаций. В первую же очередь освоения новых кварталов была включена "Северная Долина". Все это планировалось застроить до 2000 года. В 2000-2003 годах строителям предлагалось заняться застройкой Кудрово, Ново-Девяткино и района улицы Новоселов. Собственно, примерно по такому пути и шла массовая жилищная застройка, но с большим опозданием от намеченных ЛенНИИпроектом планов.
По всей стране в майские дни 1995 г. обсуждалась грядущая отмена т.н. "валютного коридора", который устанавливался ЦБ РФ и к маю 1996 г. составлял 4550-5150 рублей за доллар. Такая либерализация была намечена на 1 июля, и не привыкшие ни к чему особо хорошему россияне ждали резкого обвала рубля. Представители же ЦБ уверяли, что к концу года с отменой "валютного коридора" курс доллара не превысит 5500 рублей. Удивительно, но это предсказание почти сбылось: 31 декабря 1996 года доллар стоил всего 5 560 рублей. Россия вступала в эпоху благополучия (впрочем, весьма относительного) и стабильности: за следующий год доллар подорожает лишь до 5 960 рублей. Все плохо станет лишь через два года, в 1998-м, когда рубль обрушится, а курс составит 20 650 рублей за доллар.