Несмотря на полученные в 2016 году петербургским "Метростроем" выгодные контракты на достройку стадиона на Крестовском острове в общей сложности на 10,8 млрд рублей, финансовые итоги года у компании оказались неважными. Компания удвоила объем краткосрочных займов и нарастила кредиторскую задолженность в 4 раза.
По данным финансовой отчетности ОАО "Метрострой", в прошлом году на строительстве метро компания освоила 14,71 млрд рублей, на не связанных с подземкой объектах — 11,44 млрд. Так, "Метрострой" занимался прокладкой участка Невско-Василеостровской, Лахтинско-Правобережной, Красносельско-Калининской линий метро, Фрунзенского радиуса, ремонтировал дамбу, строил ЛАЭС-2 и Многофункциональный музейный центр под Гатчиной.
В конце августа 2016 года компания, призванная спасать скандальную стройку стадиона на Крестовском острове, получила несколько крупных заказов, связанных со строительством как самого стадиона, так и с благоустройством прилегающей территории, в том числе Приморского парка Победы. В общей сложности стоимость футбольных контрактов составила 10,81 млрд рублей, из которых 5,4 млрд — собственно на достройку стадиона.
По утверждению "Метростроя", стадион он получил со значительными недоделками, дефектами и ошибками в проектной документации. При этом завершить строительство предстояло за 4 месяца — к декабрю 2016-го.
"Опыт работы на стадионе выявил слабые места подобных проектов. Самая главная сложность, с которой мы столкнулись, — несогласованность действий, отсутствие планирования и внесение изменений в проект по ходу выполнения работ", — заявили в "Метрострое".
Еще одна неприятность, которую принесли компании неожиданные заказы в конце года, — это ухудшение финансовых показателей. Правда, выручка в 2016 году немного выросла — до 24,45 млрд рублей против 21,77 млрд в 2015-м, а чистая прибыль увеличилась до 498 млн рублей против 408 млн годом ранее. Объем долгосрочных займов у "Метростроя" за год сократился на 1,2 млрд рублей. А вот краткосрочных кредитов он стал брать вдвое больше — в конце 2016 года их сумма превысила 2 млрд рублей.
Кредиторская же задолженность выросла в 4 раза против результата 2015 года — до 28,3 млрд рублей. Неудивительно, ведь, чтобы успеть сдать объекты в срок, подрядчику пришлось увеличить количество рабочих, трудившихся на строительстве стадиона, в 5 раз — почти до 5 nsczx человек. Плюс за свой счет корректировать проект.
Резкий скачок кредиторки будет погашен за счет оплаты выполненных работ, уверены в "Метрострое". По его расчетам, дебиторская задолженность компании составила 18,1 млрд рублей, увеличившись за год на 10,5 млрд. Судя по финансовой отчетности, компания в этом году рассчитывает на оплату выполненных подрядов и прочие финансовые поступления в размере 21,36 млрд рублей. Иными словами, полностью кредиторку они не перекроют.
Глава и совладелец "Метростроя" (ему принадлежит 13,62% акций) Вадим Александров не раз заявлял, что компания обычно работает в долг — то есть месяцами ожидает оплаты от государственных заказчиков. Ситуация обострилась, когда Смольный на 30% сократил утвержденную Главгосэкспертизой стоимость Фрунзенского радиуса: 26 млрд рублей вместо запланированных 35 млрд. Причем произошло это уже после того, как "Метрострой" вышел на стройплощадку. Подрядчик попытался сократить затраты — например, вместо импортных эскалаторов решил ставить на станции "Проспект Славы" российские. Но принципиально это проблему не решит.
В январе комитет по развитию транспортной инфраструктуры обнадежил подрядчика: мол, подкинет в этом году на радиус 7,8 млрд рублей. Но в конце апреля в ходе корректировки бюджета Законодательное собрание утвердило в первом чтении прибавку лишь на сумму около 700 млн рублей.
Дополнительные средства не помешали бы "Метрострою" для расчетов с кредиторами. Тем более что они не намерены ждать, пока у компании появятся деньги: объем судебных исков в 2016 году вырос по сравнению с 2015-м в 18,3 тыс. раз и составил 2,46 млрд рублей против 134 млн годом ранее. Сам "Метрострой" тоже стал требовательнее к должникам: он в прошлом году подал к ним исков на 1,45 млрд рублей (в 2015-м было лишь 22 млн).
Впрочем, "Метрострой" не унывает и в будущее смотрит с оптимизмом. "На 2017 год выручка компании запланирована в сумме 49 млрд рублей (без НДС), что в 2 раза больше, чем фактический объем выручки 2016 года", — комментируют в компании.