14:1503 мая 201714:15
1617просмотров
14:1503 мая 2017
В 2016 году петербургские компании поставили за рубеж товаров на $15,77 млрд, это половина экспорта из СЗФО. Насколько значима для экспортеров поддержка государства и банков, обсудили участники круглого стола "ВЭД: новые возможности".
Юрий Докукин, руководитель обособленного подразделения в Петербурге Российского экспортного центра:
В последние годы мы наблюдаем снижение объемов экспорта и объемов новой торговли, вызванное глобальными экономическими и политическими причинами. При этом сейчас несырьевой неэнергетический экспорт показывает большую устойчивость – темпы его падения в стоимостном выражении сокращались в течение всего 2016 года, а сейчас этот сегмент даже демонстрирует рост. Речь идет, прежде всего, о металлопродукции, химических товарах, продукции машиностроения и продовольствии. Хороший рост показывают также лесобумажные товары, драгоценные металлы и камни.
Еще 5–6 лет назад о господдержке экспорта никто не думал: нельзя было застраховать экспортный контракт, не было речи о финансировании или субсидировании сертификации продукции, регистрации прав интеллектуальной собственности.
Сейчас система господдержки экспорта сформировалась и на федеральном, и на региональном уровне. Работает Российский экспортный центр (РЭЦ), который представляет собой "единое окно" для финансовой и нефинансовой поддержки компаний–экспортеров. В данный момент мы ищем наиболее эффективные инструменты.
Российский экспортный центр с февраля 2017 года занимается созданием и продвижением бренда Made in Russia. Эта идея давно витала в воздухе: были и частные инициативы по созданию такого бренда, и запросы от различных министерств и ведомств. Сейчас разрабатываются критерии отбора товаров, которые смогут использовать маркировку Made in Russia.
Развитие международной кооперации и экспорта — одно из ключевых направлений работы на уровне государства. Этому направлению уделяется столько же внимания, сколько развитию систем здравоохранения, образования, а также моногородов.
Поддержка экспорта — задача, которая стоит перед органами власти, институтами развития, и перед банками. Стоит общая серьезная цель: ежегодный прирост несырьевого неэнергетического экспорта на 7% в стоимостном выражении. Задачи, которые стоят перед РЭЦ, — это увеличить число предприятий–экспортеров, в первую очередь за счет компаний малого и среднего бизнеса, а также поддержать поставки российских товаров и услуг на сумму $20 млрд в 2017 году. Если говорить про учебный процесс, то у Российского экспортного центра есть собственный образовательный проект, который реализуется более чем в 30 регионах. Проект охватывает все аспекты экспортной деятельности — от оформления документов до решения логистических и маркетинговых вопросов. Недавно в его рамках появился образовательный курс по электронной торговле, который может быть особенно интересен малому бизнесу. Пройти обучение можно дистанционно.
Максим Баланев, исполнительный директор Санкт–Петербургского фонда развития бизнеса:
По объему экспорта Петербург — на втором месте по стране: в 2016 году из нашего города было экспортировано продукции на $15 млрд. Доля Петербурга в общероссийском несырьевом экспорте составляет более 5%. При этом за прошлый год произошел заметный рост, и теперь среди регионов Северо–Запада петербургские компании занимают 49% от всего объема экспорта.
Товары из Петербурга экспортируются в 167 стран мира, и на сегодня в городе работает более 4,5 тыс. компаний–экспортеров. Петербург — единственный регион, которому удалось удержаться на рынке и нарастить объемы по сравнению с 2015 годом. В 2016 году число экспортеров в городе выросло на 2,1 тыс. компаний, из которых более 70% — это малый и средний бизнес. Экспорт фармацевтической продукции вырос на 53%, также увеличились объемы поставок товаров текстильной промышленности.
Сейчас реализуются два вида господдержки компаний–экспортеров: финансовая и нефинансовая. Все меры действуют на региональном и федеральном уровнях. В Петербурге есть целый ряд субсидий для крупного, малого и среднего бизнеса. Речь идет о субсидиях на сертификацию продукции, выставочно–ярмарочную деятельность и др.
Что касается нефинансовой поддержки, то есть комплексная программа "5 шагов к экспорту", в рамках которой мы учим, консультируем, помогаем найти деловых партнеров, возим на мероприятия за рубеж и в конце года выбираем компанию–экспортера года.
На мой взгляд, меры господдержки достаточно эффективны, особенно если обратить внимание на рост числа компаний–экспортеров за 2016 год. Но потенциал, конечно, огромен. Сейчас в городе работает порядка 400 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, и есть все предпосылки для роста экспорта из нашего города. Для развития, конечно, нужна поддержка со стороны госструктур, но и сам бизнес должен проявлять интерес, стремиться выйти на новые рынки.
Екатерина Лебедева, вице–президент Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты:
Мы проводим большую работу по поддержке наших компаний–экспортеров в рамках общественных советов, в штабах, которые были созданы специально для обсуждений и работы по снижению административных барьеров для бизнеса. За последние 2 года был сделан большой шаг вперед по поддержке петербургских компаний–экспортеров. В городе работает масса институтов и организаций в этой области. Правда, многие компании, мне кажется, теряются и не знают, куда им идти. Поэтому необходима всесторонняя информационная поддержка. Все торгово–промышленные палаты (ТПП) работают на основании федерального закона, и одна из законодательных функций, которая была передана ТПП, — это выдача сертификатов происхождения продукции.
Мы постоянно работаем с экспортерами и импортерами и принимаем очень много делегаций зарубежных компаний, которые приезжают к нам при господдержке своих государств. Например, к нам приезжает очень много экспортеров из Китая. У нас в стране также государство выделяет много субсидий для компаний–экспортеров для компенсации их расходов на подобные поездки, и эта поддержка уже начинает работать: многие компании за ними приходят. В Санкт–Петербургской торгово–промышленной палате регулярно проходят встречи с экспортерами, на которых мы рассказываем о городских, федеральных программах, проводим обучающие семинары, на которых рассказываем, с чего нужно начинать экспорт своей продукции за рубеж. Также проходит много мероприятий с участием зарубежных партнеров. При этом, я считаю, не нужно гнаться за увеличением количества компаний–экспортеров. Но необходимо помогать уже существующим и новичкам повышать качество их работы.
К сожалению, до сих пор существуют предубеждения по отношению к российским компаниям. Жив стереотип, что наши компании не могут производить качественную продукцию легкой промышленности, например одежду. И в итоге нашим компаниям приходится для выхода на иностранный рынок хитрить и позиционировать себя в качестве европейского производителя. Есть такие истории.
Также многим компаниям, которые выходят на зарубежный рынок, не хватает знаний об этом рынке, понимания, кто их покупатель и как найти к нему подход.
Светлана Топилина, заместитель директора Российско–Британской торговой палаты:
Несмотря на политическую и экономическую турбулентность, инвестиционная ситуация в нашем регионе очень привлекает Великобританию. У нас есть реальные запросы на открытие бизнеса в Петербурге и Ленобласти от английских компаний. А для уже существующих или будущих российских компаний–экспортеров британское правительство открыло специальную линию помощи. В рамках этой помощи британское правительство предоставляет маркетинговые обзоры рынка Англии, юридическую поддержку. В Великобритании очень заинтересованы в создании новых рабочих мест. Мы, в свою очередь, проводим совместно с Санкт–Петербургской ТПП форумы, на которых выступают зарубежные и российские специалисты в области экспорта. Тесно сотрудничаем с различными госструктурами и другими промышленными палатами.
Также наша торговая палата выполняет роль посредника. К российским компаниям пока еще все–таки немного настороженное отношение, и часто при обращении в английские ассоциации напрямую наш бизнес не получает ответа. Но, когда они получают письмо от нашей палаты, ответ гарантирован.
Кроме того, бывают случаи, когда мешают кросс–культурные различия наших стран. Так, у нас была история с производителем уникальных абразивных дисков, который нашел покупателя в Великобритании, поехал на встречу с ним, но сделка не произошла. Продукт был плохо представлен: плохая упаковка, не было сопровождающей печатной информации.
Также есть тенденция открытия российским предприятием своего представительства на территории экспортера под видом местной компании: во многих странах сейчас тренд на импортозамещение. Если Британия приветствует приход иностранного бизнеса, то на европейском рынке другая ситуация.
Сергей Норицин, начальник управления клиентского обслуживания дирекции операций на финансовых рынках банка "Санкт–Петербург":
Сейчас компании–экспортеры находятся в достаточно непростой ситуации: курс рубля укрепляется, а расходы остаются теми же, выручка у бизнеса, соответственно, падает. За прошлый год в нашем банке много было сделано именно в сфере продуктов для ведения внешнеэкономической деятельности. Сейчас мы повышаем роль деривативов в кредитном процессе — эти инструменты, с одной стороны, позволяют оптимизировать затраты на обслуживание долга и существенно сократить валютные риски компании, а с другой стороны — разнообразить линейку предложений по структурированию кредитных сделок. Также деривативы позволяют компаниям через использование текущей валютной ликвидности получить доступ к рублевому финансированию на рыночных условиях. Так, например, привлечь рубли через сделку своп с долларом США сроком на 2 года стоит около 8,1% годовых, чем активно пользуются экспортеры для финансирования текущих операционных рублевых затрат.
Вячеслав Красюк, директор управления транзакционного бизнеса Северо–Западного банка Сбербанка:
Сбербанк оказывает весь спектр услуг в сфере внешнеэкономической деятельности для корпоративного сектора. В 2016 году в банке начали проводить конверсионные операции на банковской торговой платформе, разработанной с учетом мировых стандартов валютного рынка. С помощью этого инструмента можно узнавать котировки в реальном времени, совершать сделки более чем с 20 валютами, а также прослеживать историю операций, торговые позиции за текущий день и актуальные торговые лимиты.
Для импортеров есть такой инструмент, как непокрытые аккредитивы с постимпортным финансированием, который обеспечивает безопасность расчетов за счет использования аккредитива, а также финансирование платежей по контракту по ставкам международного рынка.
Для несырьевых экспортеров в банке есть финансирование под страховое покрытие Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций ЭКСАР, что позволяет решить вопрос залогового обеспечения и снизить затраты по выдаваемому банком кредиту. В этом году мы запустили услугу "Таможенные платежи и сервисы", которая позволяет оформлять документы для таможни, проводит таможенные платежи с помощью виртуальной карты в интернет–банке без депонирования средств на счетах таможни. Это значительно снижает трудозатраты и расходы компаний, ведущих ВЭД. В марте 2017 года Сбербанк провел конференцию "ВЭД. Новый уровень. Китай", посвященную выходу российских компаний на рынок Китая. В ней участвовали компании, уже ведущие бизнес с Китаем, и только рассматривающие такую возможность клиенты и партнеры Сбербанка, представители госструктур. Такие конференции по ВЭД банк планирует сделать ежегодными.
Андрей Макаров, заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами Санкт–Петербургского филиала ПАО "Промсвязьбанк":
Мы давно занимаемся международным финансированием импортных и экспортных сделок. Внешнеэкономическая деятельность — одно из самых доходных направлений бизнеса для банка, так как компаниям–экспортерам необходимо комплексное обслуживание, а не только кредитование.
Сейчас приобретают большое значение онлайн–сервисы. В нашем банке разработан целый ряд продуктов для экспортеров: онлайн–конвертация валют по биржевым курсам, совершение операций в рамках валютного контроля в интернет–банке и другие. Мы хеджируем как валютные риски, так и товарные, и у нас есть квазиинструменты по одновременному хеджированию и тех и других рисков. В их числе изменение цен на биржевые товары для компаний, которые занимаются экспортом биржевых товаров помимо нефти и газа. Речь идет о таких товарах, как зерно и алюминий, например. Сейчас в Минпромторге обсуждают программу субсидирования кредитных ставок для экспортеров, и мы ждем ее утверждения. Насколько мне известно, на этот год по ней выделено на субсидии около 3,3 млрд рублей. Субсидии будут предоставляться прежде всего компаниям, которые занимаются несырьевым экспортом, что для Петербурга наиболее актуально.
Александр Афанасьев, заместитель директора Санкт–Петербургского регионального филиала Россельхозбанка:
Для Россельхозбанка внешнеэкономическая деятельность — ключевое направление работы. У нас есть целый ряд продуктов для компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность. Кроме кредитования иностранных покупателей для покупки российских товаров, то есть экспортного финансирования, банк кредитует российских экспортеров для покрытия расходов на производство продукции для последующей ее поставки иностранным покупателям.
Также мы финансируем международную торговлю, предоставляем банковские гарантии, поручительства и другие гарантии обеспечения обязательств российских компаний перед иностранными партнерами. Кроме того, для компаний–экспортеров у нас есть широкая линейка инструментов хеджирования. У Россельхозбанка хорошо развита международная корреспондентская сеть. В прошлом году мы открыли свое представительство в Пекине для взаимодействия с государственными органами, банками и компаниями Китайской Народной Республики. Кроме того, банк присутствует в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане и других странах.
Олеся Кислица, территориальный руководитель по среднему корпоративному бизнесу филиала "Санкт–Петербургский" Альфа–Банка:
В последние годы мы наращиваем объемы обслуживания в сфере внешнеэкономической деятельности, и число клиентов из числа компаний–экспортеров в нашем банке растет. Мы развиваем не только кредитные продукты, но и услуги по хеджированию рисков, конвертации валют. У Альфа–Банка есть своя площадка для покупки и продажи валюты, которая работает даже в ночное время. Сейчас востребована такая услуга, как банковская гарантия на возврат налога на добавленную стоимость (НДС). Как правило, после подачи компанией–экспортером декларации в налоговую проверка документов занимает примерно 3 месяца. А при оформлении банковской гарантии этот срок сокращается до 3 недель за счет того, что банк поручается за своего клиента.
В прошлом году Альфа–Банк доработал функционал, который касается валютного контроля. У компаний появилась возможность в интернет–банке просматривать историю по контрактам, выгружать ведомость банковского контроля и отчеты об ожидаемых сроках поступления от нерезидентов иностранной валюты или поставки товара. Помимо того, в режиме реального времени можно просматривать декларации на товар, полученные из Федеральной таможенной службы РФ. Так банк помогает контролировать ожидаемые сроки и избежать штрафов за нарушение этих сроков.
Максим Нозин, региональный директор General Invest:
Если в большинстве стран валютообменные операции проходят на внебиржевом рынке, то в России 90% таких операций проходит как раз на бирже. С января 2017 года у компаний появилась возможность получить прямой доступ к участию в валютных торгах на Московской бирже, такой же, как у брокерских компаний и банков. И уже через 2 месяца, например, компания "Роснефть" получила такой прямой доступ и возможность открывать свои валютные позиции на бирже. Но понятно, что такому гиганту, как "Роснефть", с инфраструктурой и штатом сотрудников это под силу. Но в России 70% экспортеров и, возможно, импортеров — это малый и средний бизнес, и им гораздо удобнее проводить такие операции через брокера. К тому же услуги брокерской компании обойдутся в 3 раза дешевле, чем банковская конвертация. А сейчас экономия издержек актуальна абсолютно для всех предприятий. Хеджирование рисков также удобнее всего осуществлять с помощью фьючерсов и опционов через Московскую биржу.
Курс рубля по отношению к другим валютам зависит преимущественно от цен на нефть и газ. Чтобы хеджировать свои риски, нужно иметь экспертизу именно в этих сырьевых товарах, даже если компания занимается несырьевым экспортом. Для того чтобы правильно планировать свои валютные позиции, нужно смотреть на этот рынок и работать с теми финансовыми институтами, которые действительно понимают этот рынок. Это очень важно, но для многих компаний, которые занимаются несырьевым экспортом, это не лежит на поверхности. Что касается поддержки, то всем государственным структурам не хватает современного подхода. Нужно использовать простые инструменты для более наглядного обучения. Например, делать короткие обучающие видеоролики с пошаговыми инструкциями. Это упростит жизнь бизнесу, ему не понадобится дорогая экспертиза или консультация.