"ДП" проанализировал все процедуры принудительной ликвидации петербургских банков. Судя по полученным данным, страхи вкладчиков по поводу потери денег порой оказываются преувеличенными.
За кризисное десятилетие в Петербурге обанкротилось 12 банков с балансовыми активами на общую сумму почти 46 млрд рублей и обязательствами на общую сумму почти 43 млрд. Каждое из этих банкротств взбудоражило рынок, потому что речь всегда шла о сотнях и тысячах потенциально пострадавших вкладчиков. "ДП" проанализировал все 12 процедур принудительной ликвидации банков, которые госкорпорация "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) провела в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти, и обнаружил довольно интересные факты. Оказывается, средний уровень погашения требований в семи завершившихся процедурах весьма высок — он составляет 36%. Более того, из семи ликвидированных банков два полностью рассчитались с кредиторами, и при этом в них еще остались деньги — случай в российской общебанкротной практике вообще невообразимый.
Банкротная статистика
Активы компании–банкрота обычно проходят в отчетах арбитражных управляющих четыре серьезные транформации (как правило, в сторону уменьшения): сначала берется их стоимость по последнему предбанкротному балансу, затем дается результат инвентаризации, проведенной управляющим, который, в свою очередь, подвергается при необходимости рыночной оценке. И, наконец, последняя цифра — это объем сформированной конкурсной массы, которая за вычетом текущих расходов и вознаграждения управляющему распределяется между кредиторами.
Проведенный нами обзор дел показал, что после инвентаризации и доначисления резервов активы банков–банкротов уменьшились в 3,3 раза, их общий объем составил 13,8 млрд рублей. В ходе банкротных процедур конкурсные управляющие банков подали к должникам исков на общую сумму 46,98 млрд рублей, из которых удовлетворено исков на 38,73 млрд. Однако фактически получена по судебным решениям ничтожная доля — менее 12 млн рублей на все 12 банков. Еще 116 млн заемщики вернули банкам–банкротам добровольно, плюс 126 млн рублей выручено в ходе конкурсных торгов. По фактам незаконного вывода активов на общую сумму 6,3 млрд рублей было возбуждено три уголовных дела.
При этом затраты на все процедуры (включая еще не оконченные) составили на 1 апреля 2017 года в общей сложности 765 млн рублей. АСВ по закону не получает вознаграждения за свою работу по ликвидации кредитных организаций, лишившихся лицензии ЦБ. Но это не значит, что процедуры проходят бесплатно: деньги получают как сотрудники агентства, так и привлеченные им специалисты со стороны. Причем, как говорят участники юридического рынка, далеко не всегда агентство расходует средства банков–банкротов эффективно.
Самые эффективные
Результаты нашего обзора–исследования позволили ранжировать петербургские банки–банкроты по разным показателям. По добанкротным активам и по объему обязательств лидирует банк "Фининвест" (15,75 млрд и 13,95 млрд рублей соответственно). Он же в лидерах по объему поданных исков (более 30 млрд рублей) и взысканных средств (23,6 млрд). Правда, эффективность взыскания пока ничтожна: фактически от должников по суду поступило меньше 1 млн рублей. При этом банк стал лидером и по расходам на процедуру: его принудительная ликвидация обошлась почти в 191 млн рублей. Самыми экономными оказались ликвидаторы Турбобанка, потратившие на его банкротство всего 22 млн рублей. А конкурсные торги больше всего принесли в конкурсную массу Инкасбанка (67 млн рублей).
Больше всех реально получили по исполнительным листам Стройкомбанк (3,1 млн рублей из 36 млн) и Ганзакомбанк (2,3 млн из 2,1 млн). Эти же банки стали и лидерами по погашению требований кредиторов: оба они полностью удовлетворили все 100% своих обязательств (605 млн и 864 млн рублей), и при этом у них на счетах осталось соответственно 331 млн и 198 млн рублей.
"Да, так и было, — рассказал "ДП" источник, близкий к банкротству Стройкомбанка. — В ходе процедуры выяснилось, что активов вполне хватало и по большому счету лицензию можно было не отзывать. Но Центробанк задний ход никогда не дает, поэтому банкротство пошло своим чередом". Впрочем, причиной отзыва лицензии в случае этого банка были не отрицательные показатели баланса, а сомнительные операции, так что формально ЦБ был прав.
"У нашего клиента был вексель Ганзакомбанка, и, когда началось банкротство, ему предлагали выкуп с дисконтом 30%, угрожая, что иначе в итоге он не получит ничего. Но он не продал и в итоге получил все 100%", — рассказывает Владимир Полуянов, управляющий партнер "Апелляционного центра".