Какому стартапу не надо давать грант

 

Автор — CEO YellowRockets
Главная проблема российских стартапов типична и от региона не зависит. Большинство проектов наукоемкие и возникают потому, что "я ученый, я все про это знаю, вот вам проект". А кому он нужен — это уже второй (если не десятый) вопрос. К такому выводу я пришел после того, как в рамках региональных сессий практического консалтинга РВК объехал девять городов России и ближайшего зарубежья, чтобы подготовить стартапы к выступлению перед инвесторами и экспертами. В среднем только у 10% проектов есть понимание, что такое MVP, бизнес–модель и прочее. Если говорить о менее развитых регионах — там процент еще ниже. В Петербурге авторы максимум 20% проектов понимают, что надо делать и с чем идти к инвестору. А ведь это один из центров по развитию инноваций в России, первый эшелон наряду с Москвой.
Конечно, эти проценты не говорят о том, что все стартапы в России бестолковые. Есть те, кто все делает правильно и поэтому быстро выходит на рынок и растет. Но до сих пор, несмотря на обилие информации, большинство стартапов концентрируются на разработке. Отчасти этому способствует университетская среда, откуда выходят многие инициаторы проектов. В большинстве российских вузов работники, получив от государства деньги на инновации, воспринимают это как грант на науку и финансирование своей диссертации. Но мы же говорим об инновациях. Есть хорошая фраза, что наука — это когда деньги превращаются в знания, а инновации — это когда знания — в деньги. Принципиальная разница. Есть примеры, когда молодых людей ставят перед выбором: либо учеба, либо делаешь свой стартап. Исключением, конечно является фундаментальная наука — она должна быть, и забота о таких разработках должна лежать на государстве. Ситуацию косвенно поддерживают и фонды, которые выдают гранты на инновационные проекты, как правило финансируя именно НИОКР. Государство всегда менее эффективный распределитель средств, чем частный инвестор. И многие гранты попадают к тем, у которых хорошо проработанный научно–технический проект, но крайне слабо изучен вопрос рынка, и, скорее всего, такие стартапы умрут, как только закончатся деньги гранта. Сейчас, наверное, сложно будет сломать устоявшуюся систему, но мне видится, что государство не должно напрямую поддерживать стартапы грантами (если только на самой ранней стадии, и то при условии прохождения акселерационных программ).
Поддержка нужна тем, кто рискует больше всех, — инвесторам. Израиль шел и идет по такому пути, государственные деньги предоставляются частным венчурным фондам и частным акселераторам, которые добавляют свои средства и потом управляют общим фондом. Такой подход уже доказал свою эффективность.