10:3715 мая 201710:37
1634просмотров
10:3715 мая 2017
Ленобласть. Французская "дочка" банка "ВТБ" подала иск к ПАО "Выборгская целлюлоза" о взыскании 1 млрд рублей по поручительству за офшор Vyborg Ltd Александра Сабадаша.
В Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступил иск VTB Bank SA (Франция) к ОАО "Выборгская целлюлоза" о взыскании 1,003 млрд рублей. Как сообщили в банке ВТБ, чьей "дочкой" является французская кредитная организация–истец, компания–ответчик является поручителем по кредиту, выданному одному из клиентов. "Поскольку клиент перестал обслуживать свой долг, мы вынуждены взыскивать задолженность в судебном порядке, — сообщили в пресс–службе ВТБ. — Наша основная цель при работе с проблемной задолженностью — возврат кредитных средств группы ВТБ. Мы намерены добиваться возврата долга всеми доступными методами в соответствии с законодательством".
Телефоны "Выборгской целлюлозы" вчера не отвечали. Наименование основного заемщика банк не раскрывает, но в базе арбитражного суда есть иск VTB Bank SA к той же "Выборгской целлюлозе", а также к ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация" (ВЛК, владеет пеллетным заводом на площадке "Выборгской целлюлозы") и к офшору Vyborg Ltd. В этом иске банк оспаривает третейское соглашение между ответчиками.
Пока хозяина нет
ОАО "Выборгская целлюлоза" (с марта начало процедуру реорганизации в ООО, оборот в 2015 году — 440 млн рублей, чистый убыток — 319 млн), по данным СПАРК, на 100% принадлежит тому самому офшору Vyborg Ltd. Этот офшор участники рынка связывают с миллиардером Александром Сабадашем (№ 255 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2016), который сейчас отбывает наказание за мошенничество с НДС.
До 2015 года этот же офшор владел также 100%–ной долей ВЛК (оборот в 2015 году — 8,9 млрд рублей, чистая прибыль — 45 млн). ВЛК банкротится с начала 2016 года. А "Выборгская целлюлоза" сохраняет предбанкротное состояние: с начала 2017 года она получила от кредиторов 10 исков о банкротстве, из которых девять прекращены.
Схема не работает
Однако одно дело о банкротстве "Выборгской целлюлозы", видимо, будет все–таки запущено, и в него уже вступает материнский банк ВТБ с требованием на 594 млн рублей.
Долги компании по займам и кредитам составляют около 700 млн рублей, еще около 6,7 млрд — перед другими контрагентами. Если ВТБ удастся включить в реестр требование французской "дочки", позиции банка будут гораздо прочнее. Чтобы помешать ему, юристы Александра Сабадаша, похоже, применили в 2015 году схему, известную как расторжение договора поручительства в третейском суде без ведома банка (похожую схему в 2009 году успешно применили юристы "Строймонтажа" против Балтийского банка). "Сейчас, когда активно применяется ст. 10 ГК "Злоупотребление правом", эта схема уже не работает", — считает Иван Решетников, управляющий партнер "Апелляционного центра".