Петербургские сельхозрынки оказались под угрозой закрытия. Здания, в которых они находятся, выставляются на торги. Операторам придется освободить их. Работа рынков, чья история насчитывает десятилетия, будет остановлена. Руководители компаний, управляющих ими, пытаются достучаться до чиновников.
В редакции "Делового Петербурга" прошел круглый стол, посвященный сельскохозяйственным рынкам. Он собрал представителей городских властей, руководителей компаний, в управлении которых находятся рынки. Поводом для встречи стали действия Смольного, объявившего о торгах на помещения, в которых сегодня работают городские рынки. При этом для последних это стало неожиданным и неприятным сюрпризом.
Прежде чем обсудить сложившуюся ситуацию, представители ассоциации "Санкт–Петербургские сельскохозяйственные рынки" зачитали обращение к властям: "Бездействие комитета имущественных отношений привело петербургские сельскохозяйственные рынки в плачевное положение. Сегодня рынки работают на основании бессрочных договоров аренды. Такие договоры можно расторгнуть в любой момент. Операторы рынков хотели бы инвестировать в их развитие, но не могут делать этого, не видя долгосрочной перспективы для своей работы. Больше того, город собирается выставить право аренды рыночных помещений на торги. Нужно понимать, что это поставит крест на работе рынков.
Перед проведением торгов операторам придется вывезти все оборудование, в том числе сотни холодильников, разорвать договоры с монополистами и пользователями помещений, уволить десятки рабочих. Вероятнее всего, после этого работа рынков уже не будет возобновлена. Помещения займут сетевые магазины, хотя в Петербурге их и так уже гораздо больше, чем необходимо населению. Покупатели остро нуждаются в свежей фермерской продукции, а фермеры — в каналах ее сбыта. К тому же мы предоставляем совершенно бесплатные места для торговли садоводам и огородникам.
Примеры того, насколько привлекательными, уютными и полезными для населения могут быть сельхозрынки, имеются не только в любом европейском городе, но и в Москве. Пожалуй, для любого прогрессивного градоначальника очевидно, что горожанам нужны не только гипермаркеты, но и большой выбор фермерской продукции. Городским властям необходимо в ближайшее время ввести мораторий на выставление рыночных помещений на торги и наконец разобраться с формулировками в законах. Сегодня они мешают продлить аренду помещений для операторов рынков, хотя ее уже продлили с сотнями других арендаторов в городе. В противном случае сельхозрынков в городе не останется".
Леонид Яцук, генеральный директор ООО «Приморский рынок»:
Фонд имущества опубликовал рекламу наших помещений с призывной надписью "действующие рынки", но покупатели должны понимать, что фактически они получат лишь помещения с голыми стенами.
Как уже было сказано, управляющие компании будут вынуждены разорвать контракты с монополистами, уволить всех сотрудников, вывезти оборудование. Например, я буду вынужден вывезти более 300 холодильников с Приморского рынка. Уверен, что в результате на его месте откроется не новый рынок, а очередной сетевой магазин, хотя их и так уже гораздо больше, чем требуется населению.
Конкурировать с сетями нам очень сложно, поскольку федеральное законодательство поставило нас в совершенно неконкурентные условия.
В отличие от сетей, мы не можем работать круглосуточно. Мы не имеем права нанимать иностранного рабочего даже на должность дворника, даже если у него есть все необходимые документы. Кроме того, мы не имеем права сдавать в аренду помещения площадью более 50 м2.
Набиулла Дюняшев, генеральный директор ООО «Московский рынок»:
Наш рынок арендует помещения 20 лет начиная с 1997 года. За все это время к нам не было никаких претензий, мы ни разу не становились должниками, не просрочивали платежи.
За это время мы пополнили бюджет города на $1,5 млн. Это немаленькая сумма, которой город лишится, поскольку на время торгов и судебных разбирательств помещения, скорее всего, будут стоять без дела.
Полагаю, Смольному пора честно и прямо ответить на простой вопрос: нужны городу рынки или нет? Мы видим замечательную европейскую практику, где рынки развиваются и являются излюбленным местом покупателей. Хотим ли мы такие же рынки? Или мы хотим заменить их на очередной сетевой магазин? Если городу все–таки нужны рынки, пора решать вопрос их дальнейшего существования.
Николай Нарышкин, генеральный директор ООО «Кузнечный рынок»:
Доводы чиновников о том, что управляющие компании сдают помещения в субаренду, абсолютно нелогичны. Мы работаем по договорам о предоставлении оборудования, а не по договорам субаренды. Все, вплоть до санитарной одежды, находится в нашей собственности и предоставляется торговцам на возмездной основе, а садоводам и огородникам — и вовсе на безвозмездной. В этом наша социальная функция.
Сейчас прежде всего нужно хотя бы на полгода наложить мораторий на выставление зданий рынков на торги. Законодатели и правительство Петербурга до сих пор не прояснили свою позицию. Пока они бездействуют, от нас уходят торговцы, которые опасаются, что со дня на день их выселят.
Кроме того, наш Кузнечный рынок — это объект культурного наследия. Сейчас мне нужно отреставрировать две скульптуры на здании.
Независимая экспертиза определила предварительную стоимость работ по реставрации этих скульптур в 5 млн рублей. Мне предлагают подарить городу эту сумму, перед тем как нас вышвырнут на улицу? Я и так уже несколько раз ремонтировал Кузнечный пер.: проводил его полную реконструкцию от Владимирской пл. до ул. Достоевского за свой счет.
Дмитрий Полев, генеральный директор ООО «Невский рынок»:
На наш рынок приезжают люди со всего города, даже из Пушкина, потому что они понимают, что здесь все продукты свежие. Например, фермеры из Псковской области продают у нас качественное мясо, а не дефростированное под видом охлажденного. Покупателям нужны товары фермеров, а не очередной магазин на месте рынка. Но именно он там и появится в случае выставления помещений на торги. В течение первого года ретейлер может даже никак не использовать площадку, а через 2 года выкупит все здания и сделает с ними все, что посчитает нужным. Имея соответствующий ресурс, всегда можно найти и лазейку в законодательстве. Подобный пример есть в Зеленогорске. Теперь на месте рынка там работает сетевой магазин.
Ретейлеры уже просили меня сдать им помещения нашего рынка в аренду за хорошие деньги, но получили отказ. Для меня важнее всего предоставлять наши услуги населению.
Сергей Гаврилов, генеральный директор ЗАО «Рынок Правобережный»:
С одной стороны, законодательство запрещает управляющей компании заниматься торговлей, а с другой — оно же обвиняет эту компанию в сдаче помещений в субаренду. Где здесь логика? Мы бы рады торговать, чтобы иметь право на преференции по аренде, но не имеем права это делать. Полагаю, чиновникам комитета имущественных отношений пора однозначно заявить о своей позиции, а не отмалчиваться. Если городу не нужны сельскохозяйственные рынки, мы имеем право хотя бы знать об этом.
Мы видим, что другие госструктуры — комитет по развитию предпринимательства и антимонопольная служба — в целом за то, чтобы рынки существовали и развивались. Больше того, комитет по развитию предпринимательства уже обращался в комитет имущественных отношений с просьбой остановить торги на рыночные площади до прояснения ситуации.
Мы, со своей стороны, готовы внести изменения в уставы своих компаний. Кроме того, наша Ассоциация сельскохозяйственных рынков готова участвовать в законодательной проработке статуса рынка.
Вадим Владимиров, руководитель Санкт–Петербургского УФАС РФ:
Прежде всего необходимо определиться: нужны ли сегодня потребителю рынки? Это потребность, необходимость или ностальгия о прошлом? Есть ли у сельхозпроизводителей необходимость торговать?
Я бы хотел, чтобы рынки жили. Я вырос в Ленинграде, жил на Владимирском пр., рынок моего детства — Кузнечный, и мне будет грустно, если он закроется. Но я допускаю, что это лишь мои субъективные ощущения.
Так или иначе Федеральная антимонопольная служба действует строго в рамках закона. Закон запрещает предоставлять преференцию на продление аренды компаниям, сдающим помещения в субаренду, а рынки именно это и делают.
Надо понимать, что преференция — это преимущество, для которого должны быть основания.
Как правило, мы выдаем разрешение на выдачу преференции на 3–5 лет, чтобы способствовать конкуренции. Центральный аппарат ФАС не раз высказывался против долгосрочных договоров.
Но обратите внимание: есть примеры других российских городов, где сельхозрынки активно развиваются. Вероятно, стоит изучить их опыт.
Со своей стороны, мы можем гарантировать, что будем рассматривать вопросы о рыночной преференции максимально оперативно.
Эльгиз Качаев, председатель комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка:
Сельскохозяйственные рынки стали неконкурентоспособными. Они вызывают в основном ностальгию о тех временах, когда там продавали все самое свежее, а знакомые продавцы могли посоветовать самый хороший товар.
С развитием ретейла поток покупателей на рынках снизился. Запрет продавать алкоголь, работать круглосуточно и самостоятельно вести торговлю добил компании, управляющие рынками. К слову, мы направляли обращение в Министерство промышленности и торговли по этому поводу, оно осталось без ответа.
Но самое главное: в развитие рынков нужно инвестировать. Для этого нужна определенность. Предприниматель должен понимать, как долго будет действовать его договор аренды.
Могу привести в пример преображение Хасанского рынка, которым занимался Центр контроля качества, подведомственный нашему комитету. Так же может действовать и инвестор, если впереди у него будет 10, а лучше 20 лет работы на этом объекте.
Самое ужасное, что федеральный закон не дает управляющей компании право преимущественного продления договора аренды. Напротив, он обязывает ее полностью очистить помещения для их выставления на торги. Это означает, что операторы рынков должны будут вывезти оборудование, расторгнуть договоры с монополистами, уволить сотрудников. Такое требование как минимум нелогично. В городе есть тысячи предпринимателей, получивших преференцию на продление аренды, хотя сами они в этих помещениях не торгуют. Но именно в случае с рынками комитет имущественных отношений ссылается на то, что они привлекают субарендаторов.
Чтобы сельскохозяйственные рынки остались на плаву, нужно изменить законы и вдохнуть в них новую жизнь. Иначе придется инвестировать бюджетные деньги, как это было с Хасанским рынком.
Полагаю, стоит проанализировать опыт московских коллег, где эту проблему решили и рынки успешно развиваются.
Наш комитет в ближайшее время проведет совещания с представителями комитета имущественных отношений и курирующим его вице–губернатором. Но нужно понимать, что, в отличие от аналогичной московской структуры, мы не отвечаем за государственную собственность и не имеем права сдавать землю в аренду и собирать деньги. Именно комитет имущественных отношений в данной ситуации должен прояснить ситуацию.