В Министерстве связи назвали бессмысленной и вредной практику блокировки сайтов — комментируя действия украинских коллег, чиновники по сути расписались в нелепости и своей работы.
Не так уж часто приходится наблюдать, как высокопоставленный чиновник принимается спорить сам с собой. Случай представил украинский президент Петр Порошенко, своим указом запретивший ведение всякой коммерческой деятельности на территории Украины нескольких сотен российских компаний — и в том числе таких интернет-гигантов, как "Яндекс", "ВКонтакте", Mail.ru и РБК. Проще говоря, распорядился заблокировать эти порталы.
И вот заместитель министра связи Алексей Волин с некоторой злорадностью прокомментировал это событие так: "Мы уверены в том, что в ближайшее время сотни тысяч, а может быть, и миллионы украинских пользователей Интернета значительно повысят свою компьютерную грамотность, освоив пути обхода блокировки запрещенных сайтов". Украинские пользователи, уверен Алексей Волин, быстро освоят программы, помогающие обойти блокировку, а сама блокировка, таким образом, по его мнению, не воспитает ничего, кроме "правового нигилизма".
Нигилисты в правительстве
Это говорит чиновник, чье ведомство в последние годы активно и последовательно занималось именно блокировкой различных порталов. Еще в 2013 году был принят закон, позволяющий внесудебную блокировку сайтов. Жертвой пала не только соцсеть LinkedIn — количество заблокированных сайтов исчисляется миллионами. Время от времени Минкомсвязи и подведомственный ему Роскомнадзор намекают на возможность закрытия в России даже таких мощных ресурсов, как "Википедия", Google и Facebook.
Совсем недавно Алексей Волин объявлял крестовый поход против торрент-трекеров, обещая заблокировать их так окончательно, как только можно, а его заявления о бессмысленности блокировок прекрасно оттеняют активные слухи о возможности блокировки сервиса Telegram. Павел Дуров придумал его после того, как его выдавили из "ВКонтакте", и можно не сомневаться, придумает что-нибудь еще, если запретят Telegram. Торренты в России, несмотря на угрозы Волина, продолжают работать. Власти, впрочем, не останавливаются — Роскомнадзор, например, недавно разработал законопроект о штрафах за размещение информации о том, как обойти блокировку, и о запрете анонимайзеров. То есть о том, что только что признано нелепым.
Фактически Алексей Волин сообщил, что Минкомсвязи и Роскомнадзор все эти годы занимались — и продолжают заниматься — бессмысленной и бесполезной работой. Более того, вредной, воспитывающей в россиянах "правовой нигилизм". Это подтверждали сторонние источники — если верить последнему докладу торгового представительства США, уровень пиратства в России растет, а 2016 году вообще вырос в 3 раза. Но личное признание из уст одного из организаторов блокировок дорогого стоит.
Депутат Госдумы Евгений Ревенко совершил похожее признание, сообщив, что действовать в Интернете запретами "глупо и нерационально", потому что "люди так или иначе найдут способы их обойти". Но ведь именно Госдума принимала все эти законы о блокировке.
Украина, надо полагать, теперь столкнется с тем же самым процессом. Потому что украинские пользователи действительно начнут, так же как и российские, пользоваться обходными путями, а украинские власти начнут такую же бессмысленную и бесполезную борьбу с ними. Если людям нужен какой-то ресурс в Сети, то они обязательно получат к нему доступ. Вполне возможно, что Петру Порошенко неприятно, что украинцы пользуются русскоязычными сервисами, но люди пользуются тем, чем им удобно пользоваться. На тот ресурс, который им не нужен, они и так не пойдут, примером чему служит печальная судьба поисковика "Спутник". Хотя, конечно, Петр Порошенко может наступить и на эти наши грабли, выделив безумные суммы на создание каких-нибудь национальных украинских аналогов популярных сайтов.
Ударники сизифова труда
На первый взгляд, здесь нет ничего, кроме повода снова посмеяться над шизофреничностью мышления чиновников и депутатов, не понимающих природы Интернета и высекающих самих себя. Однако, судя по всему, все они прекрасно понимают. Тот же самый Алексей Волин, например, высказывался против запрета анонимайзеров и VPN, заявив, что вместо заблокированных просто появятся новые. "Проверить, чем пользуются граждане, невозможно, — говорил он. — Запретить можно, а проконтролировать невозможно". Да и все эти пляски с угрозами заблокировать ту же "Википедию" показывали, что Роскомнадзор с самого начала был в курсе и лишь изображал гнев.
Возможно, дело в том, что все подобные законопроекты разрабатываются главным образом по инициативе силовых структур. У которых на вопросы безопасности имеется свой специфический взгляд, требующий простых и прямолинейных решений, которые можно вписать в отчет, а при случае — все-таки задействовать для наказания особо непослушных. "Связисты" же вынуждены выступать в качестве мишени для издевок. Возможно также, что все дело в деньгах, выделяемых из бюджета на тяжелый и бесконечный труд блокировки, за которые можно и побыть немного клоуном.
Но будучи вынесенной на публику, такая сознательная готовность к самоотверженной бессмысленной работе вызывает лишь сомнения в реальной полезности органов власти; примерно то же самое происходит, например, когда руководители государства пытаются объяснить пользу или вред санкций, низких цен на нефть и девальвации рубля. Несмотря на то что президент подписывает одну стратегию за другой, становится понятно, что стратегии в действиях чиновников немного. На каждый конкретный случай они по-прежнему реагируют ситуативно, на ходу меняя концепцию, и уже не могут заботиться о сохранении хотя бы видимости логики.