Московский предприниматель открывает в Петербурге первый супермаркет кошерных продуктов за 28 млн рублей. Сейчас в городе только один кошерный магазин при синагоге.
Совладелец московского магазина "Кошер Гурме" Илан Остроброд в начале лета откроет в Петербурге первый кошерный супермаркет (кашрут — это свод правил питания в иудаизме). Сейчас компания выбирает помещения, владельцы рассматривают несколько вариантов от 200 до 400 м2. Вложить в открытие рассчитывают около 28 млн рублей средств инвесторов.
Окупить вложения предприниматель рассчитывает примерно за год. "Такой же срок мы ставили и перед открытием московского магазина, но нам помешали санкции, из-за которых мы не смогли привезти нужную продукцию, а также курс доллара, поэтому выход на плановые показатели затянулся, — говорит предприниматель. — Но мы понимаем, что пока сработает реклама и сарафанное радио, какое-то время придется работать в минус, мы готовы к этому".
Премиальный кашрут
Илан Остроброд открыл супермаркет кошерных продуктов площадью 300 м2 в Москве 2 года назад. Он рассказывает, что уже тогда, 2 года назад, он понимал, что следующим шагом будет рынок Петербурга. "Здесь достаточно живая и активная еврейская община — а это наша якорная аудитория. Наш мониторинг показал, что в регионе спрос на кошерные продукты есть, — рассказывает Илан Остроброд. — В наших планах на ближайший год — открыть вторую точку в Москве, еще один магазин в Московской области и в Петербурге — это ближайший год. Расширить количество поставщиков и продукции, а также кошеровать новые российские производства (то есть привести их продукты в соответствие с кашрутом)".
В ООО "Кошер Гурме" сейчас работают 10 сотрудников. Также существуют две аффилированные компании, занимающиеся импортом, в каждой по пять человек. Около 70% товаров в супермаркете — импортные, в основном из Израиля. При этом у "Кошер Гурме" много петербургских поставщиков, которые привозят товары в Россию.
В целом, рассказывает Илан Остроброд, продукты в "Кошер Гурме" будут дороже, чем в обычных супермаркетах. Он планирует конкурировать с немногочисленными специализированными магазинами (супермаркетов кошерной еды в Петербурге пока нет), а также с премиальными супермаркетами, в которых встречаются товары с маркировкой "кошерно". Это "Азбука вкуса", "Лэнд" и др.
Мода на эксклюзив
Сейчас в Москве 11 ресторанов, две кулинарии и семь магазинов, которые специализируются на кошерных продуктах. В Петербурге работает три ресторана, доставка кошерных блюд и магазин при синагоге. Чтобы продукт считался кошерным, производитель должен получить сертификат в департаменте кашрута. То есть кошерным может быть не только типичный для еврейской кухни продукт, но и другие продукты — от мармелада до вина.
Но также в петербургской рознице представлены продукты без такой маркировки, которые просто относятся к еврейской или израильской кухне. Это, например, хумус, маца, форшмак и др. Такие блюда и продукты в Петербурге предлагают рестораны "Бекицер", "Лехаим", "Голден Кафе" и почти все ретейлеры.
Александр Мышинский, гендиректор ТД "Реал", считает, что кошерные продукты — товар узкоспециализированный, один такой магазин неподалеку от синагоги вполне может быть успешным, но большее количество точек — вряд ли. "В крупных сетях в последнее время появляется очень много халяльных продуктов, а кошерной еды пока мало, — отмечает предприниматель. — Видимо, дело просто в том, что мусульман в Петербурге больше".
Однако многие эксперты отмечают моду на любые нишевые продукты — от национальных кухонь до тех или иных систем питания. Их покупают в том числе люди, которые не придерживаются никаких правил питания. Например, покупают соевые продукты в магазинах для веганов, ягоды годжи и киноа в экомагазинах. Постепенно эти товары проникают в сети, и специализированных точек тоже становится больше. Например, в этом году в Петербурге появилась сеть товаров из Японии Nippon, а также в 1,5 раза выросло число веганских кафе и магазинов.