Белые куклы. Как добиться экономического роста

 

Месяц назад, 18 апреля, исполнилось 100 лет со дня рождения Мэйми Кларк — американского психолога, автора знаменитого "кукольного теста". Результат эффектного и остроумного эксперимента, придуманного Мэйми Кларк и реализованного ее супругом, профессором Кеннетом Кларком, заставил американские власти пересмотреть подход к проблеме расовой сегрегации в образовании.
Еще совсем юной Мэйми Кларк была признана восходящей звездой американской психологии. Чернокожая девушка, дочь преуспевающего врача, отлично окончила школу, получила ученую степень в Howard University, самом престижном институте "для черных", вышла замуж по большой любви и продолжила карьеру в знаменитом Колумбийском университете. Для предвоенной Америки, где в половине штатов висели таблички "только для цветных" и "только для белых", это был большой успех.
Научным консультантом докторской диссертации Мэйми Кларк был замечательный статистик Генри Гарретт, будущий президент Американской психологической ассоциации. Профессор Гарретт, убежденный расист, открыто называл черных "недочеловеками", но к таланту доктора Кларк относился с большим уважением. Так что Мэйми Кларк отлично разбиралась в скрытых пружинах расовых конфликтов. После Второй мировой войны, когда белые и цветные американцы вместе сражались против гитлеровской Германии, стало ясно, что с табличками "только для цветных" пора заканчивать. Тем не менее сторонники сегрегации настаивали, что отдельное образование "для черных" и "для белых" полезно в первую очередь самим черным — оно, дескать, важно для их национальной идентичности и сохранения культурных традиций. Среди идеологов сегрегации был и профессор Гарретт.
И тут вмешалась Мэйми Кларк со своими куклами.
Тест Кларк был простым и изящным, как все гениальное. Чернокожему ребенку предлагали на выбор двух кукол для игры. Куклы были совершенно одинаковыми за исключением… цвета. Одна была белой, другая черной. И цветные малыши уверенно тянулись к светлокожей кукле. "А что же так? — интересовался экспериментатор. — Тебе не нравится черная кукла?" — "Нравится". — "Какая кукла похожа на тебя?" — "Черная". — "Может быть, черная кукла плохая?" — "Хорошая!" — "Так почему же ты играешь с белой?" — "Белая — лучше!" Эксперимент повторяли много раз, в нем участвовали самые разные "черные" дети, из самых разных семей, с самым разным воспитанием — но все они твердо знали: белая кукла — правильная кукла.
Мэйми Кларк объясняла, что последствия расовой сегрегации могут принимать, казалось бы, неочевидные, но достаточно болезненные формы. Разделение людей "по сортам" провоцирует не только заниженную самооценку у людей "второго сорта", но и рост межличностного недоверия между "белыми" и "черными". А вот это уже серьезно — статистика экономического развития самых разных стран однозначно свидетельствует: чем меньше люди в обществе доверяют друг другу, тем выше ставка кредита, тем ниже темпы роста, тем менее эффективно расходуются бюджетные средства.
Результаты "кукольного теста Кларк" стали одним из ключевых аргументов для Верховного суда США, запретившего расовую сегрегацию в образовании. Десегрегация далась нелегко, но важен был первый шаг.
Какое отношение все рассказанное имеет к нам? Самое непосредственное. Иногда кажется, что кто–то неизвестный постоянно подшучивает над российскими столпами общества, предлагая им "поиграть в куклы". И каждый раз отцы отечества выбирают именно ту "куклу", которая совсем непохожа на них и которую они публично проклинают. И миллиардер, который из Лондона рассказывает, как русский народ готов получать 125 г хлеба в ответ на санкции. И высокопоставленный чиновник, дочь которого живет в Париже. И пропагандист, который проводит выходные в Нью–Йорке.
Все они выбирают белую куклу. Но — внимание! — только для себя. А всех остальных они предлагают оставить в черном теле. Кто–то заработал много денег, а кто–то все потерял и даже умер — эта издевательская шуточка российского вице–премьера, в сущности, и есть концентрированное выражение идеи сегрегации. Разделения страны на "белых" и "черных", на "господ" и "мужиков", на "опричнину" и "земщину". Дело здесь не в разнице доходов, а в разнице между словами и делами. И эту разницу мы все отлично знаем. И угрозу развитию страны надо искать именно здесь, а не в ценах на нефть и уровне инфляции.