Районные администрации в 2017 году не выбрали ни одного подрядчика для сноса незаконных ларьков. Пока чиновники отгоняют автолавочников от метро.
В I квартале 2017 года ни одна районная администрация не провела конкурс на выбор подрядчиков, которые должны сносить незаконные ларьки и киоски. Об этом заявил на встрече с бизнесом старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Игорь Завацкий. Это выяснила прокуратура во время проверки расходования денег, выделенных районам на снос крупных незаконных киосков.
Снос понемножку
Прокурор Красногвардейского района Андрей Ефанов добавляет, что в этом районе в прошлом году контракт с подрядчиком заключили только в июне и, судя по всему, тогда же этого стоит ждать и в 2017 году: конкурс недавно объявлен. Пока администрации освобождают только те участки, которые не требуют техники. При этом он считает, что во время работы ЦПЭИГИ борьба с нелегалами шла еще медленнее — иногда от заявки до собственно сноса киоска проходили годы.
Андрей Ефанов рассказывает, что в Красногвардейском районе в 2017 году прошло 77 рейдов против незаконной торговли, составлено 200 административных протоколов (по которым с нелегалов взыскали 884 тыс. рублей). В районе демонтировали девять киосков и 21 автолавку. В 2016 году рейдов было 180, протоколов — 900. "Автолавок у нас не так много, потому что в районе всего две станции метро, он менее привлекателен для такой торговли, чем многие другие", — поясняет глава района Евгений Разумишкин. "При этом есть ряд операторов, которые делят между собой рынок участков и сдают места в субаренду, — добавляет он. — Предприниматель платит более высокую цену, и чтобы окупить затраты, идет на нарушения: например, ежегодно мы вывозим около тонны незаконного алкоголя из киосков и помещений в зданиях, в основном подвалов".
Предприниматели с таким подходом в корне не согласны. Владелец компании "Ковчег" Юрий Жорно возмущается: "Когда люди строят и сдают в аренду бизнес-центры или торговые центры, их не называют рантье; это бизнес. Но то же самое нельзя делать арендаторам земельных участков. Я уверен, что давно нужно уравнять в правах торговлю в зданиях и в нестационарных павильонах".
Что делать и кто виноват
Обсуждая причины появления незаконных киосков в Петербурге, бизнес и общественники отметили, что проблемы цепляются одна за другую. Глава Общественного совета по малому бизнесу при губернаторе Елена Церетели уверена, что дело в том, что законодательство быстро меняется и при этом новые нормы противоречат предыдущим. В итоге бизнес не видит перспектив и смысла в своей работе. "Я давно предлагаю ввести мораторий на изменение правил игры в сфере торговли, — говорит она. — Иначе результат такой: в этом году уже около 15 предпринимателей позвонили нам и поинтересовались, какая ответственность им грозит, если они просто перестанут обращать внимание на схему размещения и будут стоять незаконно".
Всего в Петербурге около 6 тыс. нестационарных торговых точек и примерно столько же нелегалов (если считать автолавки, лотки и торговые стенды). Объемы легального и нелегального рынка оценивают примерно одинаково — в 40 млрд рублей.
“
Мы 5 лет боремся против незаконной торговли, и все это время происходит одно и то же: все видят эти киоски, знают адреса, но что делать — непонятно. У районов не хватает на это средств.
Что касается перемен в законодательстве — это проблема в том числе оценки регулирующего воздействия, а она у нас не работает. То есть, даже если отзывы бизнеса на проект будут отрицательными, это не гарантия того, что его не примут. По оценке начнут работать согласительные комиссии при вице-губернаторах, надеюсь, это даст результат.
Эльгиз Качаев
глава комитета по развитию предпринимательства и потре-бительского рынка Петербурга
“
Программа по демонтажу павильонов составлена на 2017 и 2018 годы. И, например, есть киоск, который признан незаконным, ни у кого в этом нет сомнений, но снесут его только в марте 2018 года. То есть фактически 10 месяцев город позволяет нелегальному предпринимателю работать спокойно, административные штрафы если и будут, то их нелегал может не платить, и они в любом случае составляют мизерную долю от прибыли. Тут может возникнуть опасный вопрос — зачем тогда нужна схема размещения, зачем тратить столько сил, чтобы в нее попасть.
Владимир Меньшиков
исполнительный директор НП "Союз малых предприятий Петербурга"