Компания "МаксимаТелеком" запустила бесплатный городской Wi-Fi в петербургском метро. Пока на четвертой линии (желтая ветка) и только в вагонах, а не на станциях.
Оператор “МаксимаТелеком”, известный по оказанию услуг связи на основе Wi-Fi в столичном метро, спустился и в петербургскую подземку. По результатам первого теста скорость скачивания информации составляет 120 Мбит/с, скорость загрузки — 83 Мбит/с. Расчетная скорость, заявленная “МаксимаТелеком”, — 220 Мбит/с.
Сейчас бесплатный интернет-доступ (с авторизацией в Сети) работает на желтой ветке, через пару месяцев добавится фиолетовая, потом остальные — постепенно, до конца 2017 года. “МаксимаТелеком” собирается потратить 1,3 млрд рублей на весь проект, доступ к которому она получила через тендер. Планируемый срок окупаемости — 6-7 лет, как и в Москве.
Еще в 2013 году оператор заключил контракт с московской подземкой на 15 лет. Сейчас каждый день к сетям там подключается 1,5 млн пользователей. Услуги пассажирам предоставляются бесплатно, а монетизация происходит за счет рекламы (впрочем, клиент может за деньги рекламу отключить — в Москве это стоит 129 рублей в месяц, при оплате за год — дешевле, этим сервисом пользуется 10-12% абонентской базы). По такой же схеме все будет работать в Петербурге. Правда, пока услуга отключения рекламы здесь не появилась — ее обещают “в течение второго полугодия”.
“По части рекламы мы партнерствуем с “Яндексом”, российскими интернет-магазинами. Хорошая конверсия позволяет нам не заниматься платными сервисами”, — сказал о бизнес-модели гендиректор “МаксимаТелеком” Борис Вольпе.
По его словам, цель компании — создать “единое бесшовное Wi-Fi-пространство двух столиц (не только в метро, но и в электричках и другом транспорте, с переполнением абонентов. — Ред.), а потом, возможно, и федеральное”.
Что касается технологии работы в метро, “МаксимаТелеком” установила в тоннелях базовые станции, в первом и последнем вагонах поезда — принимающие устройства, в каждом вагоне — точка доступа. Оператор использует оборудование итальянской компании Fluidmesh, американских Cisco и HP (последняя поставляет серверную технику), а оптоволоконные линии закупает у петербургской ГК “Оптен”.
О том, что сеть Wi-Fi появится и в петербургском метро (в тоннелях, что самое важное, а не на станциях, где прекрасно ловят сети операторов), заявил в феврале 2015 года вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. Тогда на реализацию проекта, предположительно, отводилось 10 месяцев. Потом сроки переносились на октябрь 2016-го. В прошлом году Смольному пришлось снизить арендную плату для установки телеком-оборудования, чтобы инвестор "МаксимаТелеком" не отказался от проекта. В итоге на все ушло 2 с лишним года.
Интернет-связь в тоннелях петербургского метро давно уже стала каким-то вожделенным камнем Грааля. И это при том, что больших денег непосредственно этот участок бизнеса никогда не обещал. Но копий поломано было немало.
Начиналось все в "тучных нулевых". В 2008 году сотовыми операторами прорабатывался проект обеспечения связи в тоннелях. Как раз в то время они разворачивали сети 3G, дающие возможности скоростного интернет-доступа. В 2009 году на совещании в Смольном было принято решение о том, что кабель в тоннелях будет один (на большее количество там просто места нет) и его проложит "МегаФон" (частично на условиях ГЧП), а другим операторам доступ к нему будет обеспечен на равных коммерческих условиях.
Прокладка кабеля стоила "МегаФону", по оценкам отраслевых аналитиков, сотен миллионов рублей. В 2011 году оператор сообщил о завершении работ и фактически начал оказывать услуги абонентам в тоннелях. С тех самых пор МТС стали осаждать конкурента с целью воспользоваться проложенным кабелем. Вряд ли услуги связи в тоннелях приносят сами по себе много денег, да и как их вычленить из структуры доходов, но все-таки это конкурентное преимущество. Так что в конце 2014 года (незадолго до заявления Игоря Албина о грядущем Wi-Fi) компания "МТС" решила воздействовать на "МегаФон" через ФАС. И антимонопольщики даже встали на сторону МТС. Вот только еще кое-какое тестирование линии "МегаФону" надо провести. В итоге и сегодня в тоннелях петербургского метро из сотовых операторов работает один "МегаФон", и у того сеть в некоторых перегонах "провисает".
Появление же городского Wi-Fi, если он будет работать в перегонах так же хорошо, как в Москве, резко снижает ценность проникновения в тоннели других операторов.