Губернатор Санкт–Петербурга Георгий Полтавченко о лидирующих позициях города в развитии экономики, запуске новых предприятий, подготовке промзон и сохранении вековых традиций Северной столицы.
В ежегодном отчете за 2016 год вы назвали Петербург одним из лидеров посткризисного развития России. Готовы сейчас еще раз подписаться под этими словами?
— Дело не в моих словах, а в фактах и цифрах. Думаю, логично, что Минэкономразвития поставил Петербург на первое место по эффективности государственного управления за 2015 год, а в следующем, 2016–м, тот же самый Петербург показал двузначный прирост инвестиций, увеличение индекса физического объема ВРП и реальной заработной платы. Значит, мы все делали и делаем правильно.
Но лично для меня важно, что устойчивое развитие экономики продолжается уже не 2 года, а 6 лет подряд. После 2011–го ВРП Петербурга неуклонно растет. Далеко не все российские регионы могут этим похвастать. А если сравнить перечень устойчиво растущих со списком тех, кто закончил 2016 год с минимальной долговой нагрузкой, точка пересечения найдется только одна — Петербург. То есть мы развиваемся не за чужой счет, а на свои.
Поэтому сейчас, накануне ПМЭФ, я с удовольствием повторю свой тезис о лидерстве нашего города. Мероприятие столь высокого уровня и должен принимать один из самых экономически успешных регионов России.
Все ли эксперты с вами согласятся? Наверняка найдутся рейтинги, в том числе — по развитию экономики, где Петербург отнюдь не лидер.
— Насколько я знаю, таких рейтингов в принципе немного. Как правило, если мы не в лидерах, то входим в первую десятку.
Все–таки с цифрами спорить трудно. Пару–тройку лет назад несколько экспертов пытались приговорить экономику Петербурга к застою, поскольку инвестиции в основной капитал у города якобы находились "около нуля". Но их аргументация строилась на промежуточных данных статистики. Сейчас, когда на сайте Росстата есть окончательные цифры, уважающие себя экономисты про Петербург ничего такого не говорят. Сама жизнь их опровергла. В сопоставимых ценах, т. е. с учетом инфляции, за 2016 год в предприятия города было вложено на 12,4% больше капиталов, чем в 2015–м. И, кстати, на 24,4% больше, чем в благополучном 2012–м.
Еще пример избирательной экспертизы. Прошлой осенью составители одного из многочисленных рейтингов, про которые часто пишет пресса, приложили к нему табличку "Экономическая статистика регионов". Взяли восемь позиций, от размера дефицита бюджета до прироста / убыли населения, и проанализировали итоги трех кварталов 2016 года. Присудили нашему городу суммарное 15–е место по экономике. Критерии были, мягко говоря, небесспорные и неравнозначные, но интересно другое. Если по тем же самым позициям разложить итоги всего 2016 года, Петербург уверенно войдет в первую пятерку. Кстати, аналитики этого так и не сделали, уж не знаю по какой причине.
Раз вы говорите, что с цифрами спорить трудно, как прокомментируете уже прошедшую треть 2017 года? Статистика, например, говорит о снижении показателей Петербурга в строительстве и в розничной торговле.
— По большинству основных экономических показателей динамика у города по–прежнему положительная. Продолжается рост оптовой торговли — 134,8% за I квартал, промышленного производства — 102,3% по итогам 4 месяцев, увеличился объем платных услуг населению — 103,3% за квартал, объем отгруженной продукции за 4 месяца составил 112,2%.
Еще больше впечатляют финансовые итоги. Бюджетные поступления по налогу на прибыль организаций увеличились на 17% по итогам I квартала. С учетом такой динамики мы сочли возможным ко второму чтению весенних поправок в бюджет 2017 года увеличить доходы города на 14 с лишним миллиардов рублей. В результате впервые в истории Петербурга доходная часть бюджета превысит 0,5 трлн.
Промышленное производство в Петербурге снижалось почти 2 года, вплоть до осени 2015–го. Теперь уже больше полутора лет динамика индекса промышленного производства положительная. Выходит, это восстановительный рост?
— Восстановление, и то — очень условное, мы увидели только в первые месяцы 2017 года, когда начали прибавлять прежде падавшие отрасли, ориентированные на потребителя. Например, автопром вернулся в группу драйверов роста: 126,5% по сравнению с январем–апрелем 2016–го. Причем выпуск легковых автомобилей увеличился сразу в 1,4 раза.
Но нисходящий тренд помогли переломить другие отрасли. Прежде всего — оборонно–промышленный комплекс, которому правительство Петербурга помогло за последние несколько лет увеличить гособоронзаказ более чем в 3,5 раза. А также новые производства, где продолжает лидировать фармкластер. Он и в 2016 году увеличил выпуск препаратов и лекарственных форм на 28%, и сейчас за январь–апрель в Петербурге производство лекарственных средств и медицинских материалов выросло на 17,7%.
А вообще, чтобы уловить суть происходящего в городской промышленности, нужен анализ на большем временном отрезке. Тогда станет понятен смысл выражения "промышленная политика" применительно к Петербургу.
И в чем, по–вашему, суть происходящего в промышленности города?
— Если нисходящий тренд, как говорится, отмотать назад, мы увидим, что главная его причина — проекты, которые не стартовали в 2010–2011 годах из–за последствий мирового финансового кризиса. Ведь на строительство и запуск производства как раз уходит порядка 2–3 лет. Поэтому с появлением новых вызовов в 2014–2015 годах Петербургу важно было продолжать закладывать новые производства, дабы в дальнейшем не наступить на те же грабли.
Я считаю, нам это удалось — за счет гибкой налоговой политики, снижения планки для стратегических инвесторов и предоставления им новых льгот, создания условий для модернизации старых заводов и успешного старта новых проектов. Даже в самом трудном 2015–м доля обрабатывающих предприятий в общей структуре городских инвестиций увеличилась с 17,1 до 19,3%.
Вас как губернатора устраивают темпы и качество подготовки территорий новых промзон в Петербурге?
— Прежде всего меня устраивает, что город сегодня продолжает активно заниматься этим вопросом. Хочу напомнить, что именно мы в 2013 году впервые после кризиса вновь начали готовить территории для будущих промышленных зон. И это был очень важный шаг в деле сохранения промышленного потенциала. Как раз тогда все окончательно убедились, что Петербург меняет свое отношение к промышленности.
Сегодня, когда весь мир, включая западные страны, учит слово "решоринг", и даже Америка возвращает к себе домой промышленные мощности, трудно представить, что у "новой индустриализации" была альтернатива. Но для Петербурга развилка существовала. Причем абсолютно реальная. В 2011 году в Смольном отдельные горячие головы предлагали сделать ставку на офисную экономику. И под сурдинку постиндустриального развития вывести, а правильнее сказать — извести в Петербурге всю промышленность. Кстати, того же хотели и некоторые городские девелоперы. И даже бывшие руководители отдельных федеральных корпораций.
Мы, как известно, по этому пути не пошли, а, наоборот, защитили трехвековые традиции оборонного и мастерового Петербурга. Вначале взяли курс на сохранение промышленного потенциала. А сегодня уже можно говорить и о его приумножении.
На основании полуторалетней положительной динамики ИПП?
— В 2011 и 2012 годах в нашем городе было запущено по три новых производства. В 2014–м — семь, в 2015–м — 11, в прошлом — 12. А в этом, если все получится, запустим сразу 20. Причем восемь из них успели стартовать еще до начала ПМЭФ. Думаю, тенденция очевидна.
У нас уже открылся научно–производственный центр предприятия "Элкус". НПФ "Система–Сервис" переехало на новую производственную площадку. "Каравай" запустил модернизированную технологическую линию. Завод "Звезда" открыл новый высокотехнологичный участок редукторного производства с перспективой создания там федерального центра редукторостроения. Вторую очередь стеклопластикового производства открыл Средне–Невский судостроительный завод. Петербургский тракторный завод запустил линию по сборке кабин энергонасыщенных тракторов "Кировец". Совсем недавно, в мае, открыла новое производство Первая мебельная фабрика, а ЗАО "Киров–Энергомаш" ввел в эксплуатацию уникальный стенд для испытания энергетических паротурбинных установок.
Какие еще промышленные проекты стартуют в Петербурге до конца 2017 года?
— В фармкластере "Герофарм" завершит проект строительства завода в Пушкинском районе. Начнет производство 40 наименований лекарств "Новартис НЕВА". "Фармасинтез–Норд" и "Орион Медик" завершат первые очереди своих инвестпроектов. Также планирует запустить производство МБНПК "ЦИТОМЕД".
Кроме того, до конца года ЗАО "Экоген технолоджи" начнет разработку и выпуск термоэлектрических генераторов для автомобильного транспорта с использованием нанотехнологий. "Техноприбор" откроет уникальный стенд для испытаний авиационной топливо–измерительной аппаратуры. "Ригли" завершит модернизацию производства и увеличит выпуск кондитерской продукции. После модернизации планируется открытие фабрики "Северное сияние". Также "ОМЗ–Спецсталь" закончит комплексную модернизацию и откроет литейное производство. Завершат реализацию производственных проектов Балтийская промышленная компания, завод "Универсалмаш" и НПП "Буревестник".
Планируют закончить строительство производственных мощностей "Техноком Авиа" (производство трубопроводов) и "Русхлеб Исследования" (разработка и производство биотехнологических продуктов для пищевой отрасли). Плюс выйдут на строительную площадку "Инмед" (поставки медицинского оборудования) и "ТР Инжиниринг" (разработка и создание новых видов теплового оборудования).
Перед нынешним форумом анонсировалось подписание первых специнвестконтрактов с BIOCAD и "Герофармом". О том же самом СПИК шла речь еще год назад, перед ПМЭФ–2016. И вот, по информации "ДП", они опять заключены не будут. Что произошло?
— Инструмент это новый, его все ждут с нетерпением. Как раз поэтому очень важно, чтобы самые первые специнвестконтракты были проработаны как можно лучше. Сами понимаете, насколько внимательно и придирчиво их будут изучать остальные желающие. Поэтому новость о том, что СПИК требуется техническая доработка, все восприняли достаточно спокойно.
Стратегические планы BIOCAD и "Герофарма" от этого не меняются. Город все равно подпишет соглашение с BIOCAD о строительстве производства биологических субстанций и готовых лекарственных форм. А "Герофарм", как я уже сказал, запустит производство отечественного инсулина, не имеющего аналогов по степени локализации на территории РФ, и в перспективе полностью закроет потребности России в этом препарате.
Раз возникают сложности, стоит ли городу всерьез рассчитывать на СПИК? Не слишком ли завышены ожидания от этого инструмента?
— Задача внедрения специнвестконтракта и расширения предоставляемых по нему налоговых льгот поставлена президентом России. Так что ожидания от СПИК не завышены, а скорее занижены. Например, могу сказать, что Петербург, со своей стороны, в рамках СПИК намерен пойти на беспрецедентные меры по стимулированию производства. В частности, если 90% деятельности предприятия будет осуществляться в рамках специнвестконтракта, мы готовы для таких юридических лиц снизить до нуля налог на прибыль до полной окупаемости инвестиций.
Еще раз подчеркиваю — механизм специнвестконтракта крайне важен для промышленности города, и в самое ближайшее время начнется его реализация.
Какие еще стимулы для модернизации и развития производств помимо СПИК намерен использовать Петербург в рамках своей промышленной политики?
— Я уже дал поручение проработать вопрос по замене субсидий на покупку в лизинг отечественного производственного оборудования налоговыми вычетами. Мы готовы стать пилотным регионом России для применения такого вида поддержки.
А пока этот вопрос изучается, мы планируем эту субсидию — кстати сказать, одну из самых популярных — поэтапно заменить предоставлением льготного лизинга через Фонд развития промышленности Петербурга. Для этого мы хотим еще докапитализировать городской Фонд и добиться удешевления лизинга возвратным способом. Через несколько лет это даст городскому бюджету до 200 млн рублей ежегодной экономии.