23:3931 мая 201723:39
234просмотров
23:3931 мая 2017
Чемпионат мира по футболу 2018 года не принесет Петербургу выгоды, мероприятие носит больше имиджевый характер. Но шанс заработать появится у мелкого и среднего бизнеса.
По приблизительным подсчетам городских властей, предстоящий в 2018 году чемпионат мира по футболу прибыли Петербургу не принесет. По предварительным оценкам, с 2014–го по 2018 год на подготовку города к мундиалю будет потрачено в общей сложности 129 млрд рублей, только в бюджет 2017 года на подготовку к ЧМ заложено 8,1 млрд рублей. В то же время осенью 2016 года губернатор Георгий Полтавченко озвучил "приблизительную арифметику", согласно которой гости мундиаля потратят в Северной столице около 14 млрд рублей. Председатель комитета по развитию туризма Петербурга Андрей Мушкарев и вовсе заявлял, что чемпионат может стать "убийцей туризма".
В долгой перспективе
При этом эксперты отмечают, что подобные крупные спортивные мероприятия зачастую являются имиджевыми, а затраты на их организацию окупаются в течение последующих лет за счет различных факторов, главным из которых является увеличение туристического потока. Так, ЧМ 2006 года в Германии увеличил турпоток в эту страну на 25%. "Что касается туристической отрасли, то здесь эффект будет носить более долгосрочный характер и сохранится на горизонте до 5 лет после окончания мероприятия. Петербург регулярно занимает верхние строчки в России по турпотоку. Например, по итогам 2015 года город посетили 6,5 млн туристов, из них 2,5 млн человек — иностранцы", — отмечает финансовый аналитик группы компаний "ФИНАМ" Тимур Нигматуллин.
Однако некоторые сферы бизнеса все же окажутся в плюсе.
"В периоды проведения спортивных мероприятий мирового масштаба всегда наиболее востребована сфера услуг. Сюда входит все, с чем турист может столкнуться по ходу движения к месту проведения матча и обратно: точки питания, размещения, трансфер, услуги гида или сопровождающего, переводчика и прочее. Шире всего обычно разворачивается именно сектор питания: болельщики–туристы активно тратят деньги, но хотят получить и сервис высокого качества", — говорит старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова.
Алкогольный рост
По словам начальника отдела анализа рынков "Открытие Брокер" Константина Бушуева, традиционно перед крупными спортивными событиями повышается спрос в сегменте не только фастфуда, гостиничного бизнеса, но и транспортного сектора, а также инфраструктурного строительства. "А с учетом того, что в следующем году также ожидаются президентские выборы, можно ждать сильный рост рекламного рынка и активности СМИ", — считает эксперт.
Что касается гостиничного сектора, то здесь эксперты не ждут рекордных прибылей. Вице–президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин поясняет, что летом турпоток в Петербург и так велик, что обеспечивает заполняемость гостиниц и хостелов примерно на 80–85%. "В период чемпионата мира в город, конечно, хлынут болельщики, но некоторые туристы, напротив, откажутся от визита в Петербург. Так что нельзя говорить о резком росте заполняемости, он может достигнуть примерно 90%", — объяснил он.
Также эксперт отметил, что лучше всего будут обстоять дела у гостиниц, которые будут принимать официальных гостей турнира — сборные по футболу, тренерские штабы. Дело в том, что в таких отелях, а это, как правило, международные сети, заранее существует договоренность о размещении, поэтому они будут заполнены на 100%.
Примерно так же обстоят дела в ресторанном секторе, здесь, считают эксперты, наибольшую выгоду получат заведения, специализирующиеся на продаже алкоголя, — бары и пабы, в которых прибыль может увеличиться примерно на 20–30%. Скачка доходности не следует ожидать в элитных ресторанах, клиентура которых с началом ЧМ вряд ли изменится.
Субсидия для бизнеса
Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade, говорит, что приближающийся чемпионат мира создает специфический "событийный" спрос на различные виды бизнеса. Важно, что игры не привязаны к одному региону, как, например, Олимпиада в Сочи, на этот раз задействованы 11 городов, то есть неизбежен широкий охват гостей, переезды, размещение и прочее.
"Повышенный спрос на товары, работы и услуги в период чемпионата мира может дать первый толчок, своего рода субсидию для роста бизнеса", — считает Константин Бушуев.
Также, отмечает Марк Гойхман, с точки зрения бизнеса может оказаться интересна организация экскурсий в городах–участниках и окрестностях, формирование особенных шоу, тематических культурно–развлекательных мероприятий. "Такие идеи для широкого использования и мелкого бизнеса будут сталкиваться и с более высокой конкуренцией. Однако пиковый спрос обещает быть настолько высоким, что рыночных ниш окажется немало", — подчеркивает он.
Иван Капустянский, аналитик Forex Optimum, вспоминает историю успеха, связанную с чемпионатом мира по футболу 2010 года. "Мундиаль превратил южноафриканского рабочего Ван Шалквика с завода по производству пластмассовых изделий в миллионера. Он перенес местную национальную традицию — дудеть в рог — в футбол. Наладил производство пластмассовых дудок с большой мощностью звука, похожих на национальный инструмент", — рассказал Иван Капустянский.