Первый день ПМЭФ-2017 запомнился дискуссией о макроэкономической политике и о том, какой путь выбрать России в новой реальности. В ней участвовали глава Центробанка Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, а также глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.
Разговор о макроэкономике начался с обсуждения судьбы нефтяного сектора, с которым тесно связан бюджет России и вся ее экономика. Алексей Кудрин заявил, что желающих работать в нефтяном секторе России, в том числе иностранцев, по-прежнему много. "Проблем с приватизацией здесь я не вижу. Нефтяной сектор весь должен быть приватизирован в ближайшие 7-8 лет. Не нужны там государственные компании. От этого больше вреда, чем пользы", — сказал Кудрин.
Планировать расходы страны он предложил исходя из того, что баррель нефти будет стоить $45, а не $40. "Стоит чуть-чуть изменить показатель, и мы получим дополнительные 460 млрд рублей, которые можно будет направить на дороги, образование, науку и другое развитие. А вообще в ближайшее время мы будем жить между $40 и $60 за баррель (за последние 10 лет средняя цена составляла $84 за баррель). И при барреле в $55 дефицит бюджета будет нулевой. Мы в режиме адекватных значений", — уверен Алексей Кудрин. Он добавил, что из-за снижения цен на нефть, Россия потеряла 7% ВВП. И в ближайшие 3 года потеряет еще 2% ВВП. "Значит, расходы у нас в ближайшие 3 года тоже должны сократиться на 2%. Речь идет о сокращении бюджетной системы на 1,8 млрд рублей", — сообщил он.
Антон Силуанов и Эливира Набиуллина ему возразили. По их мнению, "логика чуть-чуть" не работает. "Нет. Отступать от расчетных $40 за баррель при планировании экономики страны никто не будет. От этого зависит стабильность налогов. А для роста экономики надо активней привлекать частные инвестиции в инфраструктурное строительство. И мы работаем над такой программой", — сообщил Силуанов. Он подчеркнул, что важно не количество, а качество денег. "Деньги в стране есть. Точно есть. Но важно качество расходов. Не надо ориентироваться на легкие нефтяные доходы. Надо опираться на то, что есть сейчас", — уверен он.
Антон Силуанов подчеркнул, что бюджет — это концентрированное выражение экономической политики государства. "Этот инструмент нужно тонко настроить, чтобы все понимали, как работать в стране", — уверен он. Силуанов отметил, что баланс бюджета и экономический рост часто противопоставляют. "Но это неверно. Должен быть баланс одного и другого. Надо повышать расходы в человеческий капитал, в обучение людей новым навыкам. И это вопрос не столько денег, сколько эффективности специалистов", — говорит он. Также, по мнению министра, важно выстраивать долгосрочный тренд на стабильность бюджетной системы государства. "Когда перестанем жить в долг, сможем выстроить сбалансированную экономическую политику и обеспечить задачи экономического роста", — уверен он.
Эльвира Набиуллина, в свою очередь, сообщила, что цель Центробанка на ближайшую перспективу — обеспечить среднесрочную стабильность инфляции, которая сейчас составляет 4%. "Если в прошлые годы фокус политической системы был на снижении инфляции с 17% до 4%, то сейчас главное — удержать. Думаю, только года через 2-3 года мы увидим эффект от снижения. Он проявится в снижении процентной ставки, росте доступности кредитов, расширении горизонтов планирования и притоке инвестиций", — сообщила Эльвира Набиуллина. По ее словам, низкая инфляция, конечно, сама по себе не создает экономический рост. Но в сочетании с повесткой, в которую верят инвесторы, может привести к росту в перспективе на 3-4%. "Денежно-кредитная политика не может пробить потолок роста. Это могут сделать только системные реформы", — заключила Эльвира Набиуллина.
"Если реформы будут проведены, инфляция будет даже ниже — не более 2%. Это целевой показатель", — добавил Алексей Кудрин.
“
Снижение цен на нефть экономика России выдержала. Это произошло в том числе из-за макроэкономической стабильности. И менять ситуацию не надо. В рейтинге DooingBuisnessРФ в 2012 году была на 120-м месте. А в прошлом году — на 40-м. Но важно сконцентрироваться на том, что пока работает в экономике плохо. А это три момента: первый — логистика, второе — инновации (в РФ только 10% фирм занимаются инновационной деятельностью, а в ЕС — 40%), третье — человеческий капитал. Надо привыкать к скорости перемен — это залог успеха.
Кристалина Георгиева
главный исполнительный директор Группа Всемирного банка